Д.М.Щеглов "Три тире". (дневник офицера НКВД)

"11.05.1943. Вчерашний день в Москве оставил впечатление чего-то доброго и хорошего. Все улыбались мне, а может быть, моей военной форме. Зашел в Центральный дом работников искусств, и меня охватила атмосфера порядка, чистоты и будущего мира."

"Меня удивил товарищеский тон приказов, обращенных к солдатам 82-й дивизии. Имя ее командира генерал Бенш. "... Мы должны заботиться о своих товарищах. Мы должны поддерживать слабых и ободрять их. Мы не допустим, чтобы кто-нибудь из нас жил в тоске и одиночестве. Недавно один из наших товарищей покончил жизнь самоубийством, так как ему показались невыносимыми условия войны. В этом случае помочь может только боевой товарищ! Итак, стремитесь к настоящей дружбе между собой! К настоящей заботе! Тогда все трудное станет для нас легким!"
Эта дивизия находится перед нами на Брянском фронте, и стоит обратить внимание на ее весьма неглупого командира."

"14.05.1943. В 12 часов дня приехал за документами на довольствие во 2-й эшелон Политуправления фронта, расположенного в бывшем имении Льва Толстого - Ясной Поляне. В моем распоряжении оказался целый день, и я пошел бродить по парку, рассчитывая найти могилу великого писателя. Она цела: стоит в прекрасной березовой роще, простая, тихая могила. Ее не посмели тронуть, только нет знаменитого заборика вокруг. Но тут же недалеко, на перекрестке двух дорог, два пулеметных немецких дзота и - что потрясло и оскорбило как величайшее кощунство - березовые аккуратные кресты с насаженными на них стальными шлемами. Вокруг могилы Льва Толстого раскинулось кладбище завоевателей."

"22.05.1943. В 1941 году, в декабре, нам удалось отбросить немцев от Москвы до этих мест, и вот уже полтора года, как мы стоим на берегах двух небольших речонок. Наш берег низкий и пологий, а там, "у них", берег высок и крут. Двадцать два месяца враг укреплял здесь свой передний край. Нам хорошо известно, что глубина его оборонительных сооружений достигает семи километров: три линии траншей в полный рост, блиндажи и дзоты до двенадцати больших накатов. Заминированы все дороги, мосты и скаты. А дальше, у деревень Козюлькино, Елизаветинка, Кручь, Измайлово, - до двадцати пяти пулеметных точек на один километр по фронту."

"23.05.1943. Впервые на этом фронте провел допрос пленного офицера, капитана Зейделя, захваченного нашей разведкой. Он был ранен, но сидел прямо, превозмогая боль.
- Солдаты боятся плена, верят, что русские расстреливают, убивают и мучают в своем плену.
В конце допроса он добавил уверенным и спокойным голосом, без всякого намека на иронию:
- Если Гитлер даже потерпит крах, в истории он останется гениальным авантюристом, сумевшим объединить народ против большевизма."
читать дальше