Бекки Чамберс "Долгий путь к маленькой сердитой планете". Просто космические приключения.
Сюжет: далекое будущее, на просторах галактики множество различных рас процветают в рамках галактического содружества. В центре повествования - небольшой транспортно-грузовой корабль "Спутник" с разношерстным экипажем, который готов взяться за любые миссии и поручения. Но в этот раз они, кажется, отхватили слишком большой кусок... Галактический совет рассматривает вопрос об установлении отношений с некой чужой расой, до этого не входившей в содружество и даже агрессивно уклоняющейся от контактов. Нужно установить там оборудование для телепорта. А для этого придется добираться более-менее по старинке, своим ходом. Это очень долго для эпохи, когда все привыкли почти к мгновенным перемещениям. Экипажу, который на это решится, придется серьезно рассчитывать на свою сплоченность и сработанность. Не говоря уж о том, что еще неизвестно, чего ждать по окончании маршрута - ведь агрессивные чужаки у многих вызывают опасения...
Ровная, спокойная книжка. Ничего особо потрясающего и взрывающего мозг... Все скомпоновано из стандартных блоков и деталей. Антураж можно легко вообразить на основе любой прежней космооперы. Мне было лень, я даже не стала пытаться представить, как выглядят все эти аандриски, аэлуонцы... хармагиане... Сказано, что множество раз - ну и ладно, чего суетиться. Тем более что их индивидуальные физические особенности по большому счету никакой роли в сюжете не играют. То есть, автор, конечно, расписала, что вот эта раса имеет такие-то представления-взгляды-предпочтения, а эта - такие-то - ну так разные взгляды и предпочтения вполне могут встречаться и внутри одной расы, как мы хорошо знаем.
Сюжет тоже без большого экшна. Автор заговаривает о каких-то противоречиях и конфликтах, но все проблемные ситуации разрешаются буквально за несколько страниц, так что лично мне трудно было проникнуться и воспринимать это все в драматическом ключе. Так... это все пустяки, дело житейское, как говорил известный персонаж. Вот и получается - персонажи просто путешествуют, встречают тех и этих, состоят в различных отношениях... Будни, повседневность. Впрочем, про повседневность я как раз люблю.
В то же время, автор радует своим оптимизмом и позитивным подходом. Главная идея - ребята, давайте жить дружно! Кто же будет возражать... Да и пишет достаточно легко и живо. Отдых для нервов.
Единственное, что у меня вызвало... не то чтобы протесты или возмущение, но изумление - это что одна из персонажей вдруг оказалась лесбиянкой. Поскольку это было внезапно. Да и вообще непонятно зачем и для чего. Но я понимаю, что это, видимо, сейчас такой тренд в западной культуре - сказали надо, значит, надо, партия сказала надо, комсомол ответил есть, и все такое. Забавно, что, судя по аннотации, наши издатели тоже запутались в этой внезапности, и указали партнера девы в мужском роде. Бывает - со множеством рас-то.
P.S. Все-таки Уэдон со своим "Светлячком" капитально переформатировал коллективный мозг. Сейчас чуть ли не каждый автор на автомате считает, что если в книге есть механик, то это непременно должна быть молодая ребячливая девушка.
читать дальше
"На борту нового корабля мне всегда становится лучше после того, как я увижу свою каюту."
"Йоси неизменно удавалось превратить простой вопрос: "У тебя есть полетный план? Ну хорошо, в таком случае счастливого пути!" в часовой разговор."
"Он указал на свое горло:
- Разветвляющиеся трахеи, шесть наборов голосовых связок. В моем языке нет ни одного слова, в котором не соединялось бы по несколько различных звуков."
"- Какой смысл разговаривать с другими видами, не потратив время на то, чтобы выучить их язык? По-моему, это жульничество - просто думать что-то, предоставляя какой-то коробочке говорить вместо тебя."
"- Клянусь, люди - единственные разумные существа, кто может превратить процесс совокупления в нечто неприглядное."
"- Смотрите, завидуйте - мои чудо-ботинки! Настоящее ортопедическое безумие! Что это такое? Здоровенные тяжелые армейские башмаки? Удобные тапочки? Никто не знает! Вот мы с вами сейчас разговариваем, а в это самое время у меня вокруг носков происходят чудеса науки!"
"- Думаю, я смогла бы привыкнуть всего к одной паре глаз. Так менее утомительно. Или более скучно, точно не знаю."
"- И еще булочки богаты белками. Я добавляю в муку толченых мучных червей."
"- Не беспокойся. Это будет удар по голове, но это будет прикольный удар по голове!"
"- Тот факт, что вы, люди, долгие столетия играете в эту игру, многое говорит о вас как о разумном виде.
- Вот как? И что же?
- То, что людям свойственно без необходимости все усложнять."
" - Я никогда не могла понять картофель. Все приготовление картошки - посыпать ее солью, чтобы не чувствовалось, какая она на самом деле безвкусная. Почему бы просто не лизать кусок соли, не связываясь с картошкой?"
"Киззи на прошлой десятидневке умудрилась уронить в воздуховод сандвич, поэтому вряд ли нужно было беспокоиться насчет того, что она организует заговор."
" - Язык жестов используется для того, чтобы выражать или какие-то слишком простые мысли, на которые жалко тратить слова, или что-то очень личное.
- Очень личное?
- Что-то очень важное или то, что трудно передать словами. Например, любовь, ненависть или то, чего ты страшно боишься. Знаешь, когда тебе нужно сказать кому-нибудь что-то большое, ты запинаешься или проговариваешь все, сидя перед зеркалом? Аандриски не заморачиваются с этим. Все неловкие моменты они оставляют на жесты. На их взгляд большие, глубокие чувства достаточно одинаковые и их можно выразить простым движением руки или чем там еще.
- Должно быть, это позволяет сберечь кучу времени, - заметила Розмари, прикидывая, какую часть своей жизни она потратила, подбирая нужные слова в непростых беседах."
"- Понимаешь, если ты аандриск и кто-нибудь по-настоящему глубоко тебя тронул, ты отдаешь этому существу свое перо. А сам хранишь перья, полученные от других, как свидетельство того, со сколькими аандрисками пересекался твой жизненный путь."
"- Мы уже взрослые и если хотим, можем есть на обед мороженое."
" - Если рассказать словами, все получится гораздо страшнее, чем было на самом деле."
" - Люди не способны справиться с войной. Война достает из нас самое худшее. Мы просто... не знаю, еще не дозрели до нее. Начав, мы не можем остановиться."
"Эшби совсем не нравилась гравитация, которую нельзя отключить."
"Лень и деньги плохо ладят между собой."
"- Когда речь заходит о последних событиях, Клюв просто наркоман. Или о прошедших событиях. Или вообще о событиях.
Клюв кивнул.
- Кто-то вяжет, кто-то занимается музыкой, а я копаюсь в запыленных старых фактах и проверяю, соответствуют ли они действительности."
"- Среди людей есть козлы. Девяносто девять процентов всех проблем создают козлы.
- Ну, а оставшиеся десять процентов?
- Природные катастрофы."
"- Вы, люди, действительно калечите себя своей верой в то, что ваши чувства неповторимые."
"- На корпусе вашего корабля след от разрыва шрапнели.
- Ты всегда скажешь что-нибудь романтическое."
"- Это регулятор атмосферы. Во многом похож на наш.
- Но только он гораздо симпатичнее."
"- Если я правильно помню, динозаврам крупно не повезло. Что там случилось? Вспышка гамма-излучения?
- Столкновение с астероидом.
- А жаль. Лишние пресмыкающиеся нашей галактике не помешали бы."
"- Когда он раскрывает рот, я не знаю, он сам говорит, что не хочет исцелиться, или его заставляет так сказать вирус."
"- У каждого разумного вида долгое грязное прошлое, история возвышений и падений. Мы помним тех, кто решал, как рисовать карты. Никто не помнит тех, кто строил дороги."
"- Уничтожив наших врагов, не уничтожим ли мы самих себя?"