Василий Аксенов "Ловите голубиную почту". Совершенно в духе приближающегося Хэллоуина читаю данную книжку. ну, потому что, вы понимаете... не люблю эмигрантов, диссидентов... Так что для меня все это выглядит, как мельтешение и шебуршание всякой нечисти, бесовщина.
Хотя - вот тонкости и странности картины мира! - охотно признаю, что для тех, кто воспринимает в другом ракурсе, все это, может, будет выглядеть по-другому. Лично мне неведомо - как. Хотя! вот. В аннотации - заметьте, что это редакция Елены Шубиной - пишут, что... тут, значит, Аксенов предстает... тем и этим... и любящим сыном. Любящим сыном! Вот как можно один и тот же материал воспринимать настолько по-разному - это же удивительно! Как много зависит от изначальной картины мира, в которой находится воспринимающий... и т.д., моя любимая тема.
В общем, в книге представлена переписка В.Аксенова. Сразу скажу, и это без дураков - издание прекрасное. Очень аккуратно подобраны чуть ли не все письма, относящиеся к делу - письма самого Аксенова тем и этим, письма к Аксенову тех и этих... официальные послания... То есть, все таки не до такой степени как в академичном издании переписки Бетховена и Цветаевой, не до стадии записок и заявлений на предоставление чего-нибудь. Но обширно. Письма разделены по этапам жизни - детство, т.е. юность, зрелость, эмиграция, в таком роде. Каждый период снабжен подробной справкой с изложением, что и как происходило. Письма снабжены четкими и внятными комментариями - кто все эти люди и обстоятельства, упомянутые в тексте. Есть две врезки с подборками фоток "из семейного архива". Так что действительно очень хорошо, информативно. И, несмотря на зрительно обычный объем, текст получился очень емкий. С налету не прочитаешь. Я вот два года читаю... Как говорится - долго читала, много думала.
Ну, я предупредила о разном восприятии. Что касается лично меня, то я по пунктам...
Аксенова не люблю изначально... (см.выше) Кроме того, он же для меня ничего не значил! В смысле, когда я подросла до того, что стала интересоваться чтением, он уже был вроде бы прочно под запретом, а потом и вообще эмигрировал. В перестроечные годы в "Юности" стали публиковать его "Остров Крым", я туда сунулась, но данный опус как-то меня ничем не привлек и не впечатлил, так что я его забросила, попытавшись почитать несколько страниц, и абсолютно ничего из прочитанного не помню. Сейчас, по письмам - прониклась стойкой и острой неприязнью. До чего мерзкий, какой-то глубинной противности тип... С каждым письмом все больше и больше оставляет впечатление чего-то липкого, нечистого...
Отношение к родителям. Тут надо сказать, что в свое время (в отличие от аксеновского творчества) "Крутой маршрут" Гинзбург произвел на меня громадное впечатление. Мощная книга, очень хорошо написанная. Сразу чувствуется, что человек знает, что пишет. В общем, к Е.Гинзбург я всегда испытывала и сейчас испытываю уважение и симпатию. Тем тяжелее было читать ее переписку с сыном. Она же еще долго после реабилитации оставалась там, много работала... Посылала сыночку деньги на учебу, на содержание. А он их проматывал на красивую жизнь! Ну, это как - мать, скажем, послала денег, чтобы купить зимнее пальто и прочую одежду. А он купил осенний модный импортный плащик. Ну вот понятно же, что зимой это не поносишь, и понятно, что его же так не оставят родственники, и мать в первую очередь, чтобы он по морозам бегал в плащике, соберут еще денег, прикупят чертово зимнее пальто... В таком роде. А эти постоянные просьбы - сыночек, я так тебя жду! ты же приедешь к нам? Ну, не всегда, не всегда... Даже просто письма сыночку писать не всегда время находилось. Это же продолжалось и потом, всю жизнь, когда сыночек уже вполне состоявшийся, взрослый человек - сыночек, я так хочу тебя повидать... Чтобы меня окончательно доконать, видимо, тут в финале идет подборка писем от отца - он уже глубокий старик, за восемьдесят, Аксенов уже в эмиграции, Гинзбург уже давно умерла, и все тот же безнадежный тон - я так хочу тебя повидать... я боюсь, что мы уже не увидимся... Краткое упоминание о старческих немощах - плохо вижу, плохо слышу... Ну, хорошо, добились, довели, я чуть ли не разревелась. Не могу читать про стариков. Чего хотели показать, неизвестно. Аксенов - скотина, что я еще могу тут сказать.
читать дальше