Милорад Павич "Невидимая сторона Луны".
"Если бы все дураки носили белые шляпы, казалось бы, что все время идет снег!"
"Песня, которую он поет, сложена на Дону три века назад - вряд ли раньше - и разделила судьбу сотен других русских народных песен. Ее пели на сельских праздниках, на свадьбах... играли на балалайке и уносили с собой в конные походы, ибо кто умеет достать до сердца шашкой, сумеет и песней."
"У меня нет желания делать из тебя мастера, я хочу, чтобы ты стал солдатом своего дела, ведь и я не учитель музыки, а ее офицер. Учителей я не люблю: вместе со знаниями они, как собака блох, переносят свои заблуждения и ошибки."
"Они приучают тебя видеть в цели самое главное, чего можно достичь в жизни. А ведь жизнь свою ты проведешь не у цели, а на пути к ней. Куда важнее избрать путь, чем достичь цель."
"Глаза он носил как очки и смотрел сквозь них, словно через затемненные стекла. Все время казалось, что он вот-вот снимет свои глаза и посмотрит на мир прямо из сердца."
"Намотанные на мои ступни дороги ждали и чесались."
"Каждая душа, если сумеет, берет тот кусок разрезанного на всех времени, который ей больше всего нравится."
"И эхо имеет цену, если сам голос - святыня."
"Не только можно открыть континент благодаря неправильным расчетам, но и из-за точных расчетов потерять другой."
читать дальше
"Злодеяние - единственное, что способно дойти против течения времени к нашим предкам, потому что причина в этом течении может располагаться после следствия."
"Мы разговаривали о кириллице XVII века, и он утверждал, что это единственное письмо, которое каждое утро нужно учить заново. Каждая из этих букв, к которым пишущий вынужден привыкать снова и снова, похожа на решетку, - говорил он, - решетку с окна какой-нибудь тюрьмы или клетки, где заключен язык пишущего, так что мысль не может выбраться наружу, и встретиться с ней можно только войдя за решетку, как на свидание к заключенному..."
"... Тогда моя жизнь начала показывать, что не собирается сбываться, как не сбываются сны, приснившиеся в субботу."
"Некоторые люди грызут время, начиная с ближайшего настоящего, и доходят так до конца, но есть и такие, что, как жуки-древоточцы, вгрызаются в него где-то посередине, оставляя после себя дырки."
"Его жизнь быстро сошла с пути и оказалась на перекрестке, где живые и мертвые снятся по отдельности. Какое-то странное насекомое заползло в его часы и отстукивало там новое время."
"Его суждения внимательно выслушивали, ибо знали - над ним подшутил дьявол и теперь он знает то, что другие забыли."
"Мы все заражены - такими болезнями, от которых умрем не мы, а наши дети, - болезнями, что созреют в наших сердцах лишь через столетие."
"Зеркало? Это что-то вроде дьявольской иконы: правую руку в левую превращает!"
"Я из тех людей, которые неохотно прыгают вверх, потому что боюсь умереть, не вернувшись на землю."
"Зеркало - это стекло, которое мыслит, и серебро, которое смеется."
"Что касается воды, то человек не может напиться, пока не поцелует сам себя в губы."
"... прохаживался так, будто перескакивал через годы."
"На небе было много облаков, в голове у него - много мыслей, и все это перемешивалось."
"Молчание объединяет, - думал он в смятении, - слова выражают мысли в состоянии раздробленности, фразы - это разбитые зеркала, через трещины которых вытекло изображение; начав говорить, мир в тот же миг распадается и дробится на множество творений... Слово - это точка, где ствол начинает ветвиться..."
"По дороге он посмотрел на одну звезду и подумал, что его взгляд будет лететь к ней и когда он давно будет мертв."
"Мимо проходили какие-то несвежие дни, портились один за другим, а неделя в конце заплесневела и ни на что не годилась."
"Печальные истории, когда их расскажут, уже не печальные."
"Такая красавица! Но и красота - тоже болезнь."
"Из этой кожи невозможно быстро выскочить, ибо человек старится каждый день всего лишь на прыжок петуха с насеста."
"... Я его, грех сказать, не люблю даже мертвого."
"Я один раз умирала. Умираю и думаю: мне все равно! И вдруг все о жизни и смерти стало для меня ясно, не в мыслях, мысли - мушиный мед, а в чувствах, вот как запахи различаешь."
"Прошлое - как отрезанная нога. Может зудеть, но почесать невозможно."
"Можно разглядеть свою смерть, если глаза привыкнут к той темноте, что и днем пролегает между глаз каждого человека, отделяя левый взгляд от правого."
"Говорят, что у святого Савы вместо души была Луна. Он чувствовал, как Луна в нем впитывает чужой свет и вызывает приливы и отливы. И он знал, что душа - это Луна. И она имеет недоступную сторону, которую никогда не увидишь с того места, где находишься."
"Теперь он все знал, и у него не было потребности думать, как некогда."
"... В своей жизни был молодым всего три года."
"Так святой Сава начал поджидать здесь встречи со своими стихами в виде животных, фразами в виде зверей, одну за другой, и так он теперь знал, что каждая книга - вдова."
"Было бы разумным пожелать такой литературы, которая каждой фразой борется за своего читателя. И не за одного, а за двух сразу. За того, кто живет сейчас, и того, что будет жить завтра."
"Но что будет с рассказами о живых людях, когда их уже не будет в живых?"