Борис Акунин "Смерть на брудершафт". Фильма первая: Младенец и черт, Фильма вторая: Муки разбитого сердца. Шпионско-приключенческий роман. Неожиданно понравилось, хотя я и не люблю Акунина.
Сюжет: лето 1914 года, надвигается первая мировая война. Все главные игроки на мировой политической арене уже напряглись и находятся в боевой готовности. На низком старте, так сказать. И тут в Российской империи обнаруживают, что мы, оказывается, значительно отстаем от других держав. У них-то сильно развиты службы разведки и контрразведки, а у нас ничего! Они уже начали совершать какие-то операции, а мы... даже реагировать не успеваем. Надо срочно создавать и наверстывать! В общем, из подручного материала, кое-как формируют соответствующую контору, куда назначается штабс-ротмистр князь Козловский. Поручение для него уже готово - германские шпионы то ли собираются, то ли уже похитили страшно секретные документы - весь план российской военной кампании. Переделывать уже поздно - война вот-вот начнется! Значит, нужно раскрыть шпионскую сеть и сорвать их преступные планы! Легко сказать... поскольку со стороны Германии выступает чрезвычайно опытный и умелый шпион, а Козловский - простой вояка, не только не имеющий опыта и соответствующих познаний, но и никогда не помышлявший о такой деятельности... Не удивительно, что на первой же вылазке весь план развалился на ходу, шпиону удалось сбежать, да еще в дело случайно запуталось гражданское лицо - невинный и романтический юноша, студент Алеша Романов, который вообще не понял, что происходит и нанес интересам державы большой урон. И вот Козловский оказывается в весьма затруднительном положении: нужно где-то по новой разыскивать затаившегося шпиона и каким-то образом его задерживать, а тут еще одолевает со своим энтузиазмом студент Романов, который желает исправить причиненный вред и героически выступить в поддержку отечества...
Во второй части действуют все те же лица, то есть, Козловский и Алеша Романов, который уже не студент, а герой войны, получивший боевое ранение и в связи с этим демобилизованный. На этот раз, Козловский сам находит Алешу, поскольку как раз про него вспомнил. У нашей контрразведки новая операция: в нейтральной Швейцарии существует и активно ведет свою пакостную деятельность некто Зоммер, который собирает всевозможные государственные тайны и секреты и продает их всем желающим к своей выгоде. А ведь на дворе уже война, которая для России идет очень тяжело. Так что надо разгромить эту шпионскую контору и завладеть ее архивами. Для этой цели в Швейцарию собирается группа агентов. Поедут, естественно, под прикрытием - начальственные умы решили, что там, в Швейцарии, никто не удивится, если приедет на гастроли группа российских артистов. Начальникам хорошо решать, а где набрать столько агентов, чтобы не только обладали разведподготовкой, но и не ударили лицом в грязь в виде артистов, ведь выступать придется перед европейской пресыщенной публикой. Тут Козловский и вспомнил про Алешу Романова, который всегда блистал своим пением на светских вечеринках... План представляется предельно простым - Алеше даже делать ничего не придется, то есть, он только должен выступать перед публикой, отвлекая внимание, пока остальная группа проводит операцию. Но опытный читатель смело может предсказать, что что-то пойдет не так, как задумано...
История получилась бодрая и задорная, действие движется энергично. Автор явно планировал сделать стилизацию под немое кино - стиль, образы, трюки... И это у него прекрасно получилось. Образы персонажей, конечно, достаточно условные, сюжет, стилистика нацелены не на детективные загадки (хотя и они тут отчасти есть), а на эксцентрику, буффонаду... что там еще... бурлеск, гиньоль? я, в общем-то не специалист в подобных жанрах и представляю их себе очень смутно, но впечатление легко улавливается...
Отдельно нужно сказать про оформление книжки - оно, без преувеличения, играет значительную роль в общем замысле! Очень много иллюстраций (черно-белых), текст разделен на маленькие главки, снабженные разъясняющими подзаголовками (белые буквы на черном фоне) - натурально ощущение, что просто проматывается пленка старого немого кино, сменяются эпизоды... Музыкальное сопровождение! Под каждой иллюстрацией помещены или строчки из какого-нибудь жестокого романса (которые всегда комментируют происходящее) или просто указывается "звучит "Прощание славянки". А в конце каждой части еще идут несколько страниц уже не с клоунскими, а реальными фотографиями из старинных архивов, создавая дух эпохи. Как кинохроника в кинотеатрах дополнительно к художественному фильму. Ну, конечно, кинохронику следовало бы пускать до фильма, а не после, но здесь это оправдано - это как бы представляет собой эпилог, такой реальный и серьезный. Жесткий контраст.
В общем, очень хорошо получилось. Пожалуй, еще почитаю, что там дальше.
читать дальше