В ЖЖ - Зина-Корзина пишет про фильм "Чародеи". Это она любит - разбирать советские хитовые фильмы, выискивая в них знаки и признаки, якобы свидетельствующие о глубоких болезненных процессах и о неминуемой гибели страны. Ну, это нетрудно, было бы желание. Привязать можно что угодно к чему угодно... Я и сама так могу.
Так вот, о фильме "Чародеи". Не стала читать, что там усмотрела Зина-Корзина... только уловила из начала про то, что костюм герою Абдулова подобрали, скопированный с костюма Траволты в культовом американском фильме... "Лихорадка субботнего вечера", кажется. Не смотрела. Но видела фотки.
Я просто мельком глянула на фотку - кадр из фильма, и меня озарило! После стольких лет! вдруг стало кристально ясно!
Скажу ересь - никогда не любила фильм "Чародеи". Вот прямо с самого первого "новогоднего" показа по телевизору. То есть, не в том смысле, что "какая гадость", а вот как-то - как отсутствие любви. Теплых чувств и эмоций. Какое-то равнодушное и холодно-отстраненное отношение. Без всяких видимых причин, поддающихся разумному осмыслению. Такое вот все иррациональное. А сейчас, глядя на кадр из фильма, я вдруг поняла, почему! Вот - это было наложение! на глубоко подсознательном уровне... С таким же новогодним фильмом, вошедшим в базовую культурную установку, так сказать... "Обыкновенное чудо".





Романтический герой Абдулова - в "Обыкновенном чуде" в истинном смысле романтический. Возвышенный и героический уровень. В "Чародеях" - уже довольно потасканный, попользованный. Грубый, житейский, низовой уровень. Это даже не слуга Калиостро из "Формулы любви", там хоть и низовой, но все еще сказочный мир, а скорее персонаж из фильма "Самая обаятельная и привлекательная", офисный дон Жуан, вызывающий ассоциации в духе - дешевка, вторичный продукт, подделка.
Романтическая героиня - вместо очаровательной Принцессы деваха "кровь с молоком", ассоциации - вульгарное, рынок-базар.
Вместо мудрого, опасного, непредсказуемого Волшебника - довольно истеричная директриса невнятного НИИ. По слову Волшебника меняется мир, сами жизненные принципы - директриса властвует и самодурствует в пределах подвластного ей рабочего коллектива.
Вместо сказочно прекрасной музыки Гладкова - попсовые разудалые запилы.
В "Обыкновенном чуде" борьба шла за идеи, мечты. Будет любовь или не будет. Причем истинная, имеющая свои законы. В финале, когда наползает серость, Принцесса больна и умирает, все теребят Волшебника, почему он ничего не делает, а он и не собирается ничего делать. Идея - пусть лучше погибнет мир, в котором нет любви. В "Чародеях" весь коллектив совместными усилиями изготовляет волшебную палочку, чтобы доставать дефицитную колбасу. Любовь вроде бы декларируется, но в мозги намертво въедается девиз - "главное, чтобы костюмчик сидел!"
Видимо, это все у меня и отразилось глубоко на подсознательном уровне. Как-то вот ошеломило и ужаснуло, что прошло всего несколько лет, а произошла такая деградация смыслов и образов...