"Лучшие современные художники. Валентин Губарев". Продолжаю ознакомление с подаренными лабиринтом альбомами. На этот раз - тоже любимый художник, и с репродукцией на обложке - как раз та самая картина, которую я первой увидела в интернете и сразу безоговорочно влюбилась... Ну, вот эта вот, март, весна, скворечник... Мне, конечно, очень удивительно, что на альбомы этого художника вот прямо сразу не накинулись и не разобрали... так что они даже попали в подарочный список... Ну, хорошо, зато мне повезло.
Альбом оформлен по тому же принципу, что и у Эрте - сначала биографическая статья, потом репродукции по разделам, с пояснением под каждой репродукцией. Только здесь, поскольку художник, слава богу, живой и бодрый (тьфу-тьфу-тьфу! кстати, скоро у него день рождения - 14 апреля, посмотрела в википедии ), о своей биографии он сам рассказал, а картины размещены по разделам в хронологическом порядке.
Вообще говоря, картины делятся - лично для меня - на две группы: жанровые сцены (ну, это все знают, наверняка всем попадалось в интернете, все эти тетки и мужики, танцующие, смотрящие телевизор, занимающиеся повседневными какими-то хозяйственными делами и т.д. ) и панорамные... или как там... композиции со множеством фигур или хотя бы с тщательно и подробно прорисованным пейзажем, городским или сельским, которые можно долго разглядывать... Чем я и занималась. Вот панорамные мне понравились больше всего. Мне сразу стало ясно, что тут еще сильнее, чем с Эрте - смотрение в интернете это только бледное подобие! Там взгляд скользит и в лучшем случае ухватываешь только общую идею, общий посыл, и то слегка. Надо смотреть вот так! на бумаге с четкой печатью! в крупном формате! (можно и еще покрупней) Тогда постепенно открываются все новые и новые детали, все новые и новые подробности... вот, кажется, уже все осмотрел и не по разу, и вдруг - внезапно обнаруживаешь, что вот здесь из крайнего слева окна тайком и с большим любопытством выглядывает мужик, а там, в дальнем углу, между колоритными мусорными баками и темной аркой подворотни проглядывает дверь с гордой вывеской "салон красоты"... В идеале, конечно, нужно смотреть вживую, в выставочном зале, ну да что поделаешь. Это уже вне всякой возможности.
Подумалось, что большей частью эти панорамные картины построены по одному принципу. Ну вот, в самом деле, как оно выглядит:
мужик в ватнике залез на березу приколотить скворечник... и засмотрелся...
мужик с банкой краски залез покрасить крышу... и засмотрелся...
мужик вышел в огород копать картошку... и засмотрелся...
мужик вышел во двор поотжиматься на турнике... и засмотрелся...
Господи, красота-то какая! Или, даже точнее сказать - как сам автор и сказал, что "многие не понимают, что правильно - это не обязательно красиво"... Так вот, значит, не то что красота, а что как же все вокруг хорошо и правильно! И эти сменяющие друг друга в спокойном порядке времена года, и плывущие по небу облака, и четкие силуэты деревьев, и эти маленькие провинциальные городки или деревни, и живущие в них люди со своими делами и заботами... И все это так пронзительно, что сразу пробирает насквозь... Ощущение детства, хорошо знакомой жизни (все предельно узнаваемо), ощущение чего-то безвозвратно ушедшего и в то же время вечно остающегося с тобой, в тебе...
Мне сразу захотелось всего - перечитать "Карусели над городом" Томина (но я не знаю, где она лежит), или Крапивина, вот где оно - мальчишки на крышах запускают летучих змеев (тоже не знаю, где лежит), или хоть Стрелкову (а вот это реально, она мне буквально недавно попадалась на глаза ), в общем, что-нибудь, чтобы там были маленькие старые советские городки и их жители. Посмотреть опять кино "Ожидание" (таки по Радию Погодину). Поехать с фотоаппаратом куда-нибудь на окраину и фоткать эти старые деревянные бараки (я знаю, где они еще есть). И т.д.
читать дальше