"Лучшие современные художники. Валентин Губарев". Продолжаю ознакомление с подаренными лабиринтом альбомами. На этот раз - тоже любимый художник, и с репродукцией на обложке - как раз та самая картина, которую я первой увидела в интернете и сразу безоговорочно влюбилась... Ну, вот эта вот, март, весна, скворечник... Мне, конечно, очень удивительно, что на альбомы этого художника вот прямо сразу не накинулись и не разобрали... так что они даже попали в подарочный список... Ну, хорошо, зато мне повезло.
Альбом оформлен по тому же принципу, что и у Эрте - сначала биографическая статья, потом репродукции по разделам, с пояснением под каждой репродукцией. Только здесь, поскольку художник, слава богу, живой и бодрый (тьфу-тьфу-тьфу! кстати, скоро у него день рождения - 14 апреля, посмотрела в википедии ), о своей биографии он сам рассказал, а картины размещены по разделам в хронологическом порядке.
Вообще говоря, картины делятся - лично для меня - на две группы: жанровые сцены (ну, это все знают, наверняка всем попадалось в интернете, все эти тетки и мужики, танцующие, смотрящие телевизор, занимающиеся повседневными какими-то хозяйственными делами и т.д. ) и панорамные... или как там... композиции со множеством фигур или хотя бы с тщательно и подробно прорисованным пейзажем, городским или сельским, которые можно долго разглядывать... Чем я и занималась. Вот панорамные мне понравились больше всего. Мне сразу стало ясно, что тут еще сильнее, чем с Эрте - смотрение в интернете это только бледное подобие! Там взгляд скользит и в лучшем случае ухватываешь только общую идею, общий посыл, и то слегка. Надо смотреть вот так! на бумаге с четкой печатью! в крупном формате! (можно и еще покрупней) Тогда постепенно открываются все новые и новые детали, все новые и новые подробности... вот, кажется, уже все осмотрел и не по разу, и вдруг - внезапно обнаруживаешь, что вот здесь из крайнего слева окна тайком и с большим любопытством выглядывает мужик, а там, в дальнем углу, между колоритными мусорными баками и темной аркой подворотни проглядывает дверь с гордой вывеской
"салон красоты"... В идеале, конечно, нужно смотреть вживую, в выставочном зале, ну да что поделаешь. Это уже вне всякой возможности.
Подумалось, что большей частью эти панорамные картины построены по одному принципу. Ну вот, в самом деле, как оно выглядит:
мужик в ватнике залез на березу приколотить скворечник... и засмотрелся...
мужик с банкой краски залез покрасить крышу... и засмотрелся...
мужик вышел в огород копать картошку... и засмотрелся...
мужик вышел во двор поотжиматься на турнике... и засмотрелся...
Господи, красота-то какая! Или, даже точнее сказать - как сам автор и сказал, что "многие не понимают, что правильно - это не обязательно красиво"... Так вот, значит, не то что красота, а что как же все вокруг хорошо и правильно! И эти сменяющие друг друга в спокойном порядке времена года, и плывущие по небу облака, и четкие силуэты деревьев, и эти маленькие провинциальные городки или деревни, и живущие в них люди со своими делами и заботами... И все это так пронзительно, что сразу пробирает насквозь... Ощущение детства, хорошо знакомой жизни (все предельно узнаваемо), ощущение чего-то безвозвратно ушедшего и в то же время вечно остающегося с тобой, в тебе...
Мне сразу захотелось всего - перечитать "Карусели над городом" Томина (но я не знаю, где она лежит), или Крапивина, вот где оно - мальчишки на крышах запускают летучих змеев (тоже не знаю, где лежит), или хоть Стрелкову (а вот это реально, она мне буквально недавно попадалась на глаза ), в общем, что-нибудь, чтобы там были маленькие старые советские городки и их жители. Посмотреть опять кино "Ожидание" (таки по Радию Погодину). Поехать с фотоаппаратом куда-нибудь на окраину и фоткать эти старые деревянные бараки (я знаю, где они еще есть). И т.д.
читать дальшеПотом подумалось же опять - вот автор... то есть, художник! пишет, что очень любил и учился по картинам средневековых мастеров - Брейгель там, все такое. И эту стилистику (так что ли выражаются? ) где-то как-то перенес в свои картины. Но тогда же получается! вот я где-то читала... в конкретных выражениях не помню, но в таком духе... во всяком случае, мне кажется, что я где-то это точно читала... Что в этой средневековой живописи не сильно было с перспективой и прочим, и не потому, что они плохо смотрели вокруг или не умели толком рисовать, а потому что такая была концепция! Что мир изображался с точки зрения Бога, то есть, как смотрит на него Бог, а он видит сразу все и всех, и во всех деталях, перспектива ему не мешает, он смотрит мимо перспективы... Так и тут, у Губарева получается - тоже как будто Бог, или кто-то... сверху смотрит на все и на всех... и обязательно с доброй улыбкой, это чувствуется! И все тут одновременно, и все одинаково четко прорисовано... И все получается равновеликое - и церкви, и советские дома культуры, и старые дома, и мелькающие иномарки, и памятник Ленину, и греющийся на крыше котик, и мужики, забивающие во дворе козла, или там тихо в подворотне что-то распивающие на троих, и бабки на скамеечках, и вся такая важная вырядившаяся модно дама, шествующая среди луж, и играющие дети, и сохнущее на веревке белье, и... что угодно и все подряд, вплоть до таких житейских вещей, как вот мужик сидит в сортире и читает газету, а вот тут, извините, происходит половой акт... Жизнь, как она есть.
И какое же это все знакомое и родное, прямо из детства... Вот картина, изображающая сцену во дворе, окруженном двухэтажными домами старого типа (ну, все знают) - вот тут забивают козла, тут развешивают белье, тут дети бегут, тут на балкон вышла томная дама в халате, тут через подворотню видно кусочек улицы и там идут по своим делам прохожие... Вот зуб даю и мамойклянус - мое детство прошло в таком же дворе! И так же там по вечерам собирались все жители, кто поболтать на скамейках, кто со своим домино, кто полазать по задворкам в страшно увлекательных играх... и так же мимо проходила, задрав нос, местная красотка с очередным кавалером, под пересуды энергичной общественности в лице бабок, чтобы потом через несколько минут из открытой форточки понесся суперхит сезона. "Спустилась ты с крутых вершин, ты на плече несла кувшин". Эх.
Кстати, о котиках! Вот художник сказал пару слов о своей картине про садоводов-огородников. То есть, она называется "Овощи и люди", но понятно, что изображено садово-огородное товарищество! тут не ошибешься. В общем, он сказал среди прочего, что садоводов раздражал - и чужой кот, ходящий по их грядкам. И тут я подумала и опять стала тщательно рассматривать картину. Где кот?? который по чужим грядкам... Раз сказано, то должен же он быть! В общем, я несколько раз все просмотрела... И таки я нашла кота! Правда, не на грядке, но он там был! сидел в центре на крыше дома, у трубы. После чего у меня начался новый квест - посмотри все картины по новой и найди там котика! И знаете, они там есть почти везде! Иногда приходится поискать, но они есть! Ну, или в крайнем случае, вместо котика будет собака. Или хоть курица или коза. Я только на одной картине так и не нашла никакого животного. Хотя, может, просто плохо вглядывалась...
"Когда выставка завершилась, то оказалось, что моих работ нет, - их украли. "Вот он, первый успех!" - подумал я."
"Из чего состоит человек? Шестьдесят процентов прошлого, тридцать - настоящего, десять - будущего - то, о чем он мечтает. У каждого свой расклад, но примерно так."
"После закрытия моей персональной выставки во Франции ко мне подошел элегантный господин с бокалом шампанского в руке и сказал, что сегодня он купил мою картину "Победители последнего урожая".
- Скажите, - он заговорщически приблизился ко мне и перешел на шепот, - я правильно разгадал тайный смысл этой картины? Это парад на Красной площади? И это везут ракеты СС-20?
Я на мгновение оторопел. Мне казалось, что в этой работе он скорее увидит эротический подтекст, но такой смелой интерпретации я совсем не ожидал. Втайне восхищаясь его воображением и не желая его разочаровывать, я многозначительно пожал плечами - мол, все возможно, все возможно."