Г.М.Козинцев. Письма. (с/с в 5 томах, т.5) Писем здесь помещено сравнительно немного... Как тут сказано в введении, остался огромный архив переписки, потому что Козинцев писал много и всем подряд. То есть, переписывался с друзьями, коллегами по работе, и вообще - как тут сказано - имел правило отвечать на любые письма, которые ему писали... ну, если, конечно, это были письма по делу и не хамски-настырные. Так что составители отобрали только те письма, в которых изложены какие-то мысли по работе, по искусству... наиболее характерные...
Я представляю, что составители проделали огромную работу! Ну вот, зная, что Козинцев отвечал на все письма, они просмотрели архив и обращались к адресатам, а среди них были и просто кинозрители и все такое. Спрашивали про эту переписку, и те, у кого сохранились письма Козинцева, передавали в архив их копии, или даже оригиналы... Впечатляет! (бурчит) Да уж, это не то что кому-то случайно попала в руки часть чужого архива, и он ее просто тиснул в печать, разбавив своими ценными рассуждениями ни о чем...
Ну, мне все равно жалко, что так мало, хотелось бы, чтобы все напечатали! Видела на озоне еще какую-то книжку чисто с перепиской Козинцева, там, наверно, больше... Может, удастся ее как-нибудь отыскать...
По письмам складывается впечатление о человеке удивительно обаятельном и симпатичном... Чувствуется какая-то глубокая внутренняя порядочность, неподдельное благородство и человечность... Хотя бы несколько моментов:
- Козинцеву написала мать одного из его студентов, из какого-то провинциального города - беспокоилась, как там ее ребенок себя чувствует в огромном столичном городе, не оступился ли где (видимо, как раз шел разгар борьбы со стилягами). И Козинцев, режиссер с мировым именем, определенно человек очень занятой, нашел время и возможность написать ей подробное письмо с теплыми словами про ее сына, даже успокоить ее насчет стиляг - что не о чем пока переживать... Да что там - даже не поленился поговорить с другими преподавателями! чтобы заверить мать, что все тут к ее сыну хорошо относятся... Невероятно. Я не в силах представить современных светочей культуры, чтобы они себя подобным утруждали...
- Козинцев занимался съемками "Короля Лира". Значительная часть материала уже отснята и он с ней отправился в Ленинград, как я понимаю, чтобы там это все... ну, наверно, проявили, оформили, что там с кинопленками делают... чтобы можно было их нормально просматривать... А также просмотрел этот материал, чтобы сориентироваться, что они вообще снимают, как все выходит, в каком направлении надо двигаться и т.д. И вот он пишет подробнейшее письмо Юри Ярвету, в котором, бесконечно извиняясь, излагает, что выявились такие-то и такие-то недостатки, недоработки, что надо держаться вот так и этак... А вот от того и сего надо отказаться... Ну, это понятно, Ярвет - исполнитель главной роли, на нем держится весь фильм, и очень важно, чтобы все было сделано как можно лучше. Но одновременно Козинцев пишет и подробное письмо Адомайтису (тогда молодому актеру), о том, что он замечательно сыграл и очень хорошо показал то и это. Это так трогательно - просто написать своему актеру письмо, что он все сделал прекрасно! Не покритиковать, не указать, что надо что-то еще сделать - просто похвалить... Даже удивительно. А может, это мы живем в таком уродском мире, что такое поведение кажется чем-то экстраординарным и вызывает удивление.
Козинцев вообще, судя по всему, любил писать письма, что он вот это-то посмотрел/прочитал/увидел, и что ему очень понравилось - и не просто дежурные слова и отписки, и тщательное изложение, что именно ему понравилось и почему. Как вот тут помещено письмо к Эфросу, Козинцев был у него в театре на спектакле, ему понравилось, но по своей деликатности он не решился пройти за кулисы (не был лично знаком), а вот написал письмо... Интересно, как люди воспринимали такие письма (по Эфросу в примечании написано, что тот написал ответное письмо, как они все были рады и тронуты).
И вот что еще удивляет - какая-то истинная внутренняя свобода... По переписке видно, что Козинцев много и свободно общался с деятелями искусства и культуры со всего мира, они ему пересылали много материалов, постоянно приглашали на свои мероприятия - фестивали, конкурсы, лекции, все такое. Мы постоянно слышим о железном занавесе и тоталитаризме, но по Козинцеву вообще не чувствуется ни железный занавес, ничего. Сколько он всего объездил... Ну да, в основном, это все коллеги "по Шекспиру". Прямо так и напрашивается - Любители Шекспира всех стран, объединяйтесь! И вот опять же чувствуется - Козинцев поистине был гражданином мира. Не в том смысле, как это все усиленно подается сейчас - что вот мы можем поехать в любую страну и закупаться там шмотками по дешевке и объедаться экзотической кухней... А в том, что для него любая культура воспринимается, как равноценная и интересная, достойная изучения и приобщения. Как тут - Козинцев побывал в Японии и пишет, что его восхитила японская культура, и он почерпнул для себя много нового, у него много мыслей появилось...
Еще при чтении опять вспомнила про Демьяненко, и его пробы на Гамлета... и как было жалко, что этот вариант не осуществился, кто знает, как бы тогда сложились судьбы... Здесь я встретила в некотором роде объяснение - Козинцев пишет, что он не любит пробы актеров - ну и, судя по всему, по-тихому увиливает... Просто у него такой подход, у него уже складывался определенный образ в голове, и он искал что-то конкретно под этот образ. А если тщательно просматривать все пробы и прикидывать на них, то в голове образуется хаос и сумбур. Ну что тут поделаешь. Взяли на роль Гамлета Смоктуновского. Может, от этого фильм только выиграл. А может, у Демьяненко тоже бы прекрасно получилось! И совсем по-другому! Это был бы такой молодой и трогательный Гамлет... Эх. (Кстати, тут в письмах краем проскользнуло, что Козинцев таки не полностью был доволен исполнением Смоктуновского, в смысле - сразу на месте все казалось прекрасно, а при просмотре выявились наигрыш и чрезмерная театральность, где-то так).
Последнее письмо - буквально до слез. За несколько дней до смерти Козинцев написал Олегу Далю. Ну, тоже письмо про то, что он посмотрел очередной фильм и ему понравилось, как там Даль сыграл. И вот я смотрю на это письмо, смотрю... И тут просто озаряет... А ведь это, наверно, так! Тут буквально строчка... "Олег, милый, смотрел фильм. Вы мне очень понравились. Удачи и счастья." Но ведь, думаю я, Козинцев никогда не писал вот так, в общем виде. У него тут всегда только обстоятельные письма, только подробнейшие разборы с изложением мыслей и впечатлений... Вот, наверно, он тогда уже был смертельно болен и не мог физически писать много и подробно... Но не мог не откликнуться в своем духе - как вы замечательно играли, мне очень понравилось...