Лариса Исарова "Задача со многими неизвестными". Продолжаю знакомиться с произведениями автора... собранными в институтской библиотеке...
Сюжет: да, собственно, все то же самое. Рассказы (или очерки?) из школьной жизни, ученики, учителя, родители, все такое. Все та же манера письма, все тот же хронологический диссонанс... книжка издана в 1977 году, какой-либо привязки к хронологии там нет, так что на автомате воспринимается, как нечто современное - ну, то есть, относительно времени издания - однако по тексту четко ощущается, что это определенно должно быть что-то более раннее. Мне кажется, что конец 50-х, самое позднее - начало 60-х. Время стиляг и прочего в том же духе.
Лично я не против повторения, если у автора что-то хорошо получается, или сформировался какой-то любимый типаж, то почему нет... Но в данном случае я как-то не совсем уверена, что это действительно хорошо... А может, это просто действует эффект чтения подряд, если книжки попадают к читателям случайным образом и в случайном порядке, то и не так заметна их одинаковость. (если кто не в курсе, то в СССР да, существовал такой зверь, как книжный дефицит, в свободной продаже если что и появлялось, то редко и непредсказуемо, и даже библиотеки заполнялись довольно хаотически, особенно, если за пределами столиц До сих пор помню, как меня поразил тот факт, что девочки, приехавшие в наш город поступать в институт, не читали Дюма! Ну, вот у них в библиотеке не было! )
Да, так возвращаясь к автору. К третьей книге я почувствовала, что меня это стало раздражать. И сама автор, и ее, так сказать, лирическая героиня - учительница литературы Мар-Влада. Насколько я помню, лирический герой - это чисто термин со школьных уроков литературы, в наше время такое без затей называют Мэри-Сью, в данном конкретном случае, по моему мнению, это именно она и есть. Потому что от нее распространяется классическая атмосфера - "... и только я одна стою тут в белом плаще, вся красивая".
Короче говоря, я думаю, что автор реально проработала на земле, то есть обычным учителем в обычной школе, совсем недолго. И весь этот опыт вошел в первую книгу - на фоне прочих она действительно выглядит живой и искренней (и Мар-Влада там более-менее обычная женщина, а не забронзовевший памятник ). Дальше это уже вовсе не "зарисовки с натуры", а чисто произвольное и намеренное конструирование, да, на основе того самого опыта, но все равно искусственное. Там, вроде, в финале первой книги упоминалось, что автор потом из школы ушла в методотдел гороно (облоно, районо, неважно)? Да встречалась ли она с тех пор вообще с реальными живыми школьниками в реальной живой обстановке? Что-то вызывает сомнения... А то этот хронологический диссонанс - вполне объясним, если автор придумывает ситуацию и помещает в нее более-менее знакомые ей школьные типажи, как она их наблюдала двадцать лет назад, но с тех пор же все изменилось... И это еще не считая того, что с таким авторским подходом нет никакой гарантии, что и первую книжку она писала прямо как оно есть, а не создавая что-то придуманно-идеальное - ну, конечно, из самых лучших побуждений...
читать дальше