Марина и Сергей Дяченко "Vita Nostra". Фэнтези. Или магический реализм. Как посмотреть. У... круто! Мне очень понравилось. Вот обычно я книги авторов читаю медленно и
печально с волевыми усилиями... потому что они тяжелые и нужно вчитываться... А тут прямо невозможно было оторваться, так было интересно и хотелось узнать, что будет дальше и как все кончится.
Сюжет (хотя и так все уже знают): хорошая девочка Саша Самохина, шестнадцать лет, тихая и скромная, ответственно подходит к учебе, любит маму, впереди последний школьный класс... Летом они выбираются отдохнуть к морю, и там Сашина жизнь меняется безвозвратно. Она замечает странного мужчину, который весь в черном, включая и черные очки, и этот мужчина определенно выслеживает Сашу, она на него то и дело натыкается. Саша в растерянности, она пробует сказать маме, но та не замечает ничего подозрительного, хотя Саша все больше и больше страшится. И вот наконец мужчина обращается к ней с диким требованием - Саша должна каждый день в четыре часа утра выходить к морю и голой проплывать до башни. Отказаться невозможно - или Саша навечно останется в этом закольцованном дне, или несчастье случится с самым дорогим человеком - мамой... А когда Саша с мамой возвращаются к себе и, казалось бы, все осталось позади, этот же мужчина опять ее разыскивает. Опять новые требования - каждый день в пять утра выходить в парк и бегать там, "сколько получится", после чего помочиться в кустах. На тех же условиях. Дикость, варварство, на дворе третье тысячелетие... Но Саша ведь знает, что может случиться, если она оплошает хоть в самой малости. Ах да, еще каждый раз после таких упражнений ее рвет золотыми монетами... И в довершение всего - когда школа закончена, и Саша планирует поступать в университет - она же так усердно готовилась! - мужчина появляется опять. Его зовут Фарит Коженников, он ее
куратор, он рад сообщить, что Саша прошла предварительные испытания, и ее зачислили в
Институт специальных технологий города Торпы, куда она должна прибыть к 1 сентября. Условия все те же. И в загадочной Торпе, в этом непонятном институте все остается по-прежнему - Саша и другие студенты должны изо всех сил учиться, осваивать безумные и непонятные науки, и горе тому, кто получит незачет. Ведь где-то там, в далекой нормальной жизни остались семьи, родные и близкие... И что самое то ли ужасное, то ли замечательное - со временем Саша начинает понимать весь этот безумный и бредовый материал, который их заставляют учить. И ей даже начинает нравиться учиться. Вот только чем лучше идет усвоение материала, тем больше студенты меняются, тем меньше в них остается человеческого...
Какая жуткая и в то же время красивая книга! Авторы просто превзошли самих себя. Они пишут натуральный хоррор, в лучшем виде - этот отчетливый страх девочки, которую преследует страшный незнакомый мужчина, а окружающие ничего не замечают, даже когда им говоришь... Ну, а потом, когда озвучены требования и сделаны предупреждения, то и нельзя ничего говорить, девочка остается один на один с могущественным противником... внезапно на нее ложится вся ответственность за жизнь и благополучие близких... И не у кого попросить помощи, не на кого надеяться. Внезапное взросление и перемена ролей - еще вчера Саша была любимой дочкой, защищаемым ребенком, а сегодня уже она должна защищать маму, которая наоборот отдаляется, порой предъявляет претензии, у мамы вдруг началась своя жизнь. Да! перемена ролей - взрослый-ребенок. Это действительно пугает, если вдуматься, прикинуть на себя...
О! и мне все время, по ходу чтения, вспоминалось прочитанное еще из детства, вот как-то наложилось и придавало дополнительный объем и ощущения. Это был рассказ из какого-то сборника западных авторов... то ли английских, то ли американских, во всяком случае, англоязычных. Короткий рассказ, но очень страшный, меня здорово напугал и вот врезался в память. В общем, там героиней тоже была девочка-подросток, вот тоже в возрасте Саши, она осталась дома одна, ее семья куда-то там уехала. И тут к дому подъезжает банда парней - байкеры там или что еще. Явно криминального вида. И они ей заявляют, что - мы давно тебя приметили, сейчас такой удачный случай, так что давай сюда, к нам. И как девочка не пытается отказаться, они ничего не слушают и четко объясняют, что - детка, ты отныне никто и звать никак, наша игрушка, будешь делать то, что мы скажем, и постарайся, чтобы нам понравилось, все такое. Она там пытается что ли вызвать полицию, но телефон оказывается обрезанным. Пытается запереться в доме, но вызывает только смех, типа что ты же не вечно там будешь сидеть. В финале там вроде уже настает вечер, и девочка с облегчением заявляет, что уже скоро ее семья вернется домой, на что байкеры ей хладнокровно замечают - ну и что, мы проследили за твоей семьей, кто там у тебя - мать, старшая сестра... ты думаешь, что они нам что-то смогут сделать? Ну, давай, дожидайся, можешь посмотреть, как мы их прикончим у тебя на глазах. Так что давай, выходи, хватит дурака валять. И заканчивается все, как я до сих пор помню, что девочка, отчаявшись, выходит из дома, "чтобы раствориться в этом мире". Вот не помню автора вообще, но сам рассказ до сих пор заставляет вздрагивать. Так вот я и хочу сказать, что здесь, в принципе, повторяется та же ситуация! Появление угрозы из внешнего мира, от которой нельзя спрятаться и нельзя защититься, и страх за близких.
читать дальшеИ в то же время это завораживающе красиво! Как они здесь учатся, осваивают странные непонятные тексты (когда в них прорываются осколки смысла, это прямо как вспышка ), делают странные непонятные упражнения... Представьте фигуру такую-то, а затем переведите ее в такую-то плоскость... Я, увы, не математик, но мне показалось, что отчасти тут передано ощущение, как воспринимают мир математики (ну или могут воспринимать). Красота бесконечных холодных уравнений, последовательностей, что там еще у них... фракталы? которые разветвляются и образуют новые цепочки смыслов... Ну, тут, конечно, речь идет, как говорится в финале, о языке, словах и словосочетаниях, фразах... но, по-моему, разницы никакой. И как студенты постепенно меняются в ходе обучения - изменяется физический облик, внутренние ощущения, восприятие себя и окружающего мира. Это и пугает, и вызывает восхищение. Авторы здорово это все изображают...
Касательно обучения мне опять же автоматически вспоминается нечто из уже прочитанного, ну очень похожее... Кастанеда! Да уж, без Кастанеды мы просто никуда, по ходу он сформировал чуть ли не всю современную фэнтези - в том, что касается системы магии. Не знаю уж, читали ли авторы Кастанеду, вдохновлялись ли... или там идеи носятся в воздухе, как говорится... Но как по мне, то все изложенное идет четко по изложенным Кастанедой принципом. Начиная с девиза, некогда изложенного доном Хуаном - "Учитель нужен для того, чтобы безжалостно побуждать ученика к освоению знания". Столько лет прошло, а я до сих пор помню, тоже врезается намертво. Ну так именно этим они здесь все и занимаются! все эти преподаватели и кураторы. Именно побуждают и именно безжалостно...
Далее тоже много чего похожего. Первым делом применяется прием, который дон Хуан именует "остановка мира" - это чтобы ошеломить будущего ученика, вырвать его из его окружения, привычной реальности... Чтобы он мог увидеть окружающее истинным зрением, а не тем, которое формирует привычная среда, из-за этого он большую часть реальности просто не может увидеть, воспринять. В случае Саши, это, скажем, те самые упражнения - плавать голой, бегать и мочиться в парке. Выполняемые упражнения - представьте фигуру такую, сякую... все эти круги и многоугольники... Как там у Кастанеды говорится - когда дон Хуан доводит ученика до соответствующей стадии, то он может видеть окружающее магическим зрением - тогда он видит, что в действительности все существа и предметы являются различными фигурами, сплетенными из энергии, а то, какими мы их видим, это как раз формируется привычной картиной мира (которую маги должны уметь отключать). Происходящие с учениками изменения, которые тут так ярко описаны - чешуя, крылья-хвосты, лишние суставы и т.д. - у Кастанеды это тоже есть, обозначается "точка сборки". Скажем, вот ученик - или дон Хуан - выглядит как человек, это потому что... я, конечно, это зубодробительное конкретно не помню... потому что собирает силовые линии в определенной точке, если эту точку сдвинуть, будет собираться по-другому, тогда он будет какое-нибудь животное. К примеру. Ну так, изменения у Саши и других учеников так и происходят! Только у них эта самая "точка сборки" сдвигается самопроизвольно, они еще плохо могут этот процесс контролировать.
Даже финальная часть - с этими упражнениями на темных листах, где Саша должна что-то разглядеть, а в последнем она видит что-то абсолютно жуткое, монстра, который скрывается в башне и нападает на нее, когда замечает... Что вызывает у Саши непроходящий ужас, а в финале оказывается, что она должна сдавать на этом экзамен. Ее еще тут все время ругали, что она должна как бы поддаться этим чудовищам на темных листах, и финальному монстру, соответственно, тоже, как я поняла, а она категорически отказывалась... Так, можно сказать, что это тоже совпадает с финалом у Кастанеды (если уж там можно говорить о финале, ну, скажем, условном финале). У Кастанеды получается, что в финале маги должны э... пройти по мосту... (Саша продвигалась по городу) и на том конце моста их ждет запредельное чудовище - у Кастанеды Орел - которое их пожирает. Ну, короче говоря, получается, что это так изображается Смерть, которой все заканчивается у всех, рано или поздно. Никто не может победить Смерть, в смысле, окончательно, но маг обязан предпринимать все возможные попытки, чтобы с ней сражаться, насколько хватит сил. Таков путь воина. Так говорит ученику дон Хуан - очень красиво. Ну, и там вроде бы в финале дон Хуан и все старые маги уходят по этому мосту для своей последней битвы с Орлом, а здесь остаются их ученики, продолжать, так сказать, дело с обучением... новых магов и воинов... Ну, вот и тут так же в финале Саша должна встретиться с этим жутким чудовищем на последнем темном листе. Вот я не помню, говорилось ли у Кастанеды, мне очень смутно припоминается, что, может, у самых продвинутых магов и есть шанс, ну не на победу в общепринятом смысле, но на перерождение в новом плане бытия... а может, я тут выдаю желаемое за действительное... Но, в любом случае, здесь, у Саши именно так происходит. Я так поняла. Она переродилась, прозвучала, как они тут выражаются. Что с ней будет, неизвестно, но это по-любому внушает оптимизм.
Очень интересно получилось у авторов... Основная идем, как мне кажется - ну, лежит же на поверхности! Это вот оно самое, заявленное - обучение по принуждению или по свободной воле (по большому счету, что угодно - по принуждению или по свободной воле, да, собственно, и обучение можно понимать по-разному). Да, никто не будет спорить, что здесь это все осуществляется со страшной жестокостью - и процесс обучения жестокий и безжалостный, организм учеников, практически еще детей, подвергается ужасающим изменениям, тем более они ничего не понимают, что с ними происходит, и не могут на это повлиять, контролировать... И принуждение к обучению жестокое и безжалостное. Вы обязаны делать то-то и то-то, вы не можете отказаться, вы не можете допускать ни малейшей ошибки, за все будет наказание - несчастье вплоть до смерти с вашими родными и близкими. В высшей степени эффективная мотивация. И все это в итоге выливается в знаковый спор Саши и Фарита Коженникова. Саша говорит - но зачем же заставлять учиться с такой жестокостью, в конце концов, нам же понравилось учиться, мы сейчас сами хотим учиться... Почему нельзя было идти другим путем - объяснить, помочь. А Фарит отвечает, что по-другому нельзя, что точно так же маленьких детей учат ходить, пользоваться горшком, читать и писать и т.д. И никто из детей сам по себе не захочет прилагать такие усилия, потому что это трудно (иногда неудобно и больно), но их заставляют - для их же блага. Это ключевой спор. Тут можно сказать, что с обучением детей не применяются такие жестокие принуждения, но с другой стороны - там и сам осваиваемый материал лежит в другом уровне. Как тут можно четко сказать, кто в этом споре прав или неправ. Я не знаю! Авторы - мастера неоднозначности. Очень жалко детей, то есть - подростков, зеленых юнцов... Но и не поспоришь - то, что они учат - ну кто будет продолжать усилия, когда результата не видно и вообще неизвестно, какой должен быть результат, если их заставлять, и как их заставлять, чтобы было максимально эффективно... Страшно...
Опять же, можно сказать, что вроде бы в книге получается, что авторы таки склоняются к одному какому-то полюсу - все-таки Саша в финале провозглашает, что "отказывается бояться" и после этого все равно осуществляется, "прозвучала". То есть, как бы выглядит, что Фарит со своей жестокостью и безжалостностью терпит поражение, а значит, что он неправ. Но, с другой стороны - Саша смогла это все сделать, преодолеть, выстоять и победить - уже после того, как овладела знанием, а овладеть знанием ее заставили методы Фарита. Вышеописанные. И смогла бы она овладеть знанием без этих методов, чтобы в такие сжатые сроки и с такой эффективностью, мы не знаем, в книге не показано. Мы возвращаемся к тому же пункту. И еще можно сказать, что тут для более определенного суждения нужно, чтобы авторы показали, что у кого-то процесс обучения проходил по-другому, и при этом дал хотя бы такой же результат, а может, и еще более лучший. Но, во-первых, если авторы это и показывают, то это вовсе не значит, что в реальности все так и будет происходить, это будет просто такая выстроенная ими модель. (Модель с обучением по Фариту тоже выстроена, но данное обстоятельство на решение задачи не влияет... в смысле, просто предлагаются разные модели, и неизвестно, как они вообще будут действовать в реальности). А во-вторых, авторы даже и не стали выстраивать эту модель и показывать другой процесс обучения. Неоднозначность! Мы опять ничего не знаем. В смысле, с определенностью, с четкостью и с гарантией.
Здесь такие интересные и яркие образы. Преподавателей этих. Мне стало интересно, я даже попробовала поискать по инету, может, кто какой фанарт сделал. Но не лишку нашла. Почему-то изображают Портнова, изображают Стерха... Нет, они потрясающие, я не спорю... Но лично мне самым интересным персонажем представляется Фарит, а его почему-то не изображают! С Фаритом все так туманно... Кто он, что он... Или так, или вот этак... Мне так жаль, что я не умею рисовать (за пределами самого детского ), а то бы я с удовольствием взялась. Ну, можно взяться прикидывать по-фанфикерски!
Первым делом что тут можно отметить - меня ужасно раздражало, как его авторы поименовали - Фарит Коженников. Ну потому что на автомате тянет сказать Кожевников, а вот нет, и непонятно, почему не Кожевников, что это за Коженников, кто-нибудь встречал такие фамилии... И вот я думаю - а может, это специально? Показать, что Фарит не совсем из нашей реальности, что он вносит диссонанс, отличается. Вроде бы и незначительно, незаметно - если не присматриваться, то можно и пропустить, и читать дальше по привычке Кожевников, а вообще-то он другое.
Потом Саша вдруг выясняет, что Фарит может быть и мужчиной, и женщиной. Ну вот у них были ученики, у кого куратор Фарит, а были - у кого куратор некая Лилия Попова. А Саша вот однажды на нее натыкается, случайно, и ей видно, что это тоже Фарит. А он и не отрицает. (бормочет) Это ничего, это нормально... в рамках заданного... точка сборки, все такое... Сдвигаешь так - мужчина, сдвигаешь этак - женщина... Это понятно... Я это к чему - мне вдруг пришло в голову - а может, Фарит и не только это! Вот тут есть как бы юноша Костя Коженников, как бы сын Фарита (которого тоже сюда насильно отправили учиться). И он даже нравится Саше, и она ему нравится, у них какие-то очень сложные и болезненные отношения... И они даже помогают друг другу... И вот я думаю - а может, нет никакого юноши Кости, как самого по себе. Может, это тоже Фарит. А что?? Если он может двигаться по парадигме мужчина-женщина, то что ему мешает двигаться по возрастной парадигме? Мужчина-юноша. Ну, может, он все-таки так хочет помочь Саше (он ей и так много помогает), что вот в таком виде сам прошел в этот Институт. И Костя помогает, со своей стороны. А может, это вообще любовь? Несмотря на все заявленное. Может, Фариту это все-таки важно - или вдруг стало важно именно в случае с Сашей. Иначе почему он делает ей такое неожиданное предложение в финале - не сдавать экзамен, вернуть все как было - и как будто ничего и не было?
Отсюда перехожу дальше - я уже дочиталась по своему обыкновению и не берусь утверждать, или это четко показано в книге, или я так прочитала. Но, в общем, как мне показалось, авторы в финале задают, что этот жуткий монстр, чудовище в башне на последнем темном листе, которого так боится Саша - это и есть Фарит? Или - если продолжать аналогию с Кастанедой, которого я все время вспоминала во время чтения - это Смерть? Что Саша чувствовала все верно - ученики сдают этот экзамен на третьем курсе, кто-то сдает, кто-то нет, но это объявляется преподавателями, а на самом деле этих учеников потом больше никто не видит, говорится, что они продолжают учебу в другом отделении - но что если они просто все умерли? Как у Кастанеды - маги идут по мосту к Орлу, это их путь воина, они будут с ним сражаться, сколько смогут, но все равно Орел их пожрет... А здесь чудовище в башне. Фарит хочет уберечь Сашу от этого исхода, когда предлагает ей отыграть все назад?
О! вспомнила их обмен репликами. Саша говорит, что-то вроде, что - с вами страшно. А Фарит отвечает - страшно там, где меня нет. Если Фарит - Смерть, то у этого диалога появляется совсем особый смысл! (да, я понимаю, что авторы что-то там продвинули, что Фарит это грамматическая функция... или вся грамматика... хм... Но мне понравилась эта идея со Смертью, это захватывающе! )
Или можно представить, что Фарит-чудовище заключен в этой башне - заключен в нашей реальности - он хочет вырваться отсюда, освободиться - поэтому у них такая надежда на Сашу, что она может создать совершенно новую реальность, которую Фарит захватит... Но Саша победила, потому что отказалась от правил Фарита и стала действовать по-своему... Хм, а вот еще интересно с Лизой Павленко, у нее вообще своя отдельная линия, очень драматическая. Ее ломали и принуждали еще более страшно - или нет? Кто такая Лиза, для чего она? почему она отличается от остальных учеников? Что с ней вообще стало в финале - об этом просто не упомянуто! А может она э... антоним Саши? В смысле, тоже глагол в повелительном наклонении, но темный. И что она тогда может насоздавать?? В общем, это все как-то уходит в никуда... И вообще, к финалу такое впечатление, что авторы просто вывалили целый мешок... слов и словосочетаний... с тем, что - можете дальше собирать и выстраивать самостоятельно...