Анатолий Иванов "История Петербурга в старых объявлениях". Весьма любопытная книжка... Для тех, кто любит такие вещий, само собой.
О чем: строго согласно заголовку - автор сделал подборку разных объявлений из старинных газет (как я понимаю, Санкт-Петербургские ведомости), со своими комментариями. Получилось очень познавательно и занимательно. Панорама обычной повседневной городской жизни. Продаются дома (или сдаются в наем), приезжают разные артисты с представлениями, граждане усиленно продают самый разнообразный товар - увы, включая крепостных! нравы эпохи, однако - и предлагают разные услуги. А также помещаются объявления от полиции и прочих официальных служб, изредка заметки о тех или иных событиях городской жизни, сообщается о мероприятиях медицинского характера или приглашаются желающие послушать курс каких-нибудь наук. Чувствуешь, что жизни кипит.
А язык! Я обожаю этот старинный язык, пусть даже и с громоздкими конструкциями и оборотами, со странным для нас звучанием и написанием слов... По сравнению с нашим привычным он кажется таким сочным и выразительным... Вот, скажем, для нас привычны объявления о рабочих вакансиях "требуются такие-то". А тут - "имеющие желание..." сделать то-то и то-то "явиться могут в... " туда-то и туда-то. Вот так сразу на автомате представляешь, что граждане в то время прямо одолеваемы были разными странными желаниями - покрыть позолотой решетку Летнего сада или там заменить мосты с деревянных на каменные... и разные конторы и дирекции изо всех сил только и старались упредить это рвение... а то вот недоглядишь, не придумаешь, какие еще желания у кого могут возникнуть - так граждане так и пойдут, так и пойдут... копать, чистить, возводить и т.д.
Есть и минусы. Главным образом - это что автор охватил, можно сказать, только XVIII век, ну еще немножко из начала XIX - до 1822 года. Можно подумать, что после этого уже объявлений не помещали... С другой стороны, кто его знает, может автор планировал сделать второй том, но не получилось... Ну и еще, что большую часть объявлений автор подобрал из разряда "сдается/продается" такой-то дом. С его стороны понятно - автор увлекается краеведением, он использовал эти объявления, чтобы сообщить всякие сведения о данном доме, или его хозяине, или об улице, где это все находится - когда было построено, кто такой владелец и т.д. Тоже, конечно, интересно, но, как мне представляется, больше для специалистов... для любителей краеведения... А вот лично мне, как простому читателю, конечно, гораздо интереснее просто объявления о повседневной жизни, хоть даже что и как продается. Экзотика же... (бурчит) а вот если бы сократить этот квартирный вопрос, тогда бы, может, и XIX век тоже вошел!
Но все равно очень занимательно. Некоторые объявления такие колоритные, что просто сразу видишь за ними какую-нибудь интересную историю. Прямо-таки мини-рассказ. Или уж, по крайней мере, завязка истории... Как, например, предложение купить парусный корабль, стоящий в таком-то канале. Парусный корабль! Крапивин определенно мог бы из этого что-нибудь сочинить. Или объявление от господ офицеров из Генштаба, которые нашли женскую соболью муфту и сообщают, что ее можно получить у них на квартире там-то. Так и видишь - вспоминая дневники 1812 года, из которых, в-общем-то, ясно, что "господа офицеры" имели в лучшем случае лет по 18-20 - что парни с интересом ожидают, кто явится за утерянной муфтой, а вдруг какая-нибудь хорошенькая девица... Не говоря уж о детективном сюжете, что вот госпожа такая-то послала дворового человека передать две тысячи рублей, а он с этими деньгами скрылся... и жена его, оказалось, тоже в это же время со двора скрылась... Тут, конечно, звучит и трагическая нота - сколько мелькает объявлений о продаже крепостных... Как разъяснил автор в примечаниях, при либеральном правлении Екатерины за этим присматривали, и тогда для приличия указывалось о "найме", потом, во времена Павла, на такие вопросы было наплевать, и писали прямым текстом, а потом, во времена опять либерального Александра I опять заговорили о "найме". Но суть не менялась...
Ну и, для завершения - сюжет просто в духе Дюма - в княжеский дом две неизвестные дамы привезли и оставили трехлетнего мальчика, сейчас вот княгиня через газету вопрошает - да вы хоть сообщите, какого крещения ребенок... И автор опять же в примечании поясняет, что незаконнорожденных детей, которые в аристократических кругах, старались вот так подбросить более-менее в приличное место... Как, например, к этой княгине, известной своим богатством и сердобольностью. Эх, какую бы можно было тут эпопею развернуть...