Майкл Маршалл "Один из нас". Фантастический детектив, сюр. Можно читать, можно не читать...
Сюжет: некая альтернативная реальность. Здесь бытовая техника стала разумной, интернет развился до такой степени, что там можно жить, преступный бизнес предлагает отрубленные пальцы (чтобы получить доступ к банковским счетам потерпевшего) и счастливые случаи, и все такое. Хап Томпсон, лузер средних лет, подрабатывает в полукриминальной конторе под названием "Снохран", которая предлагает богатым клиентам услугу по изыманию кошмаров и неприятных снов - с помощью специального оборудования они будут из мозга заказчика транслироваться в мозг постороннего донора. И эта деятельность уже вызывает настороженность со стороны правоохранительных органов. Но боссы Снохрана пошли еще дальше, то есть, вступили в зону чистого криминала. В виде особой услуги клиенты могут сбросить не просто сны, но и реальные воспоминания... Очень удобно, если вы, к примеру, совершили преступление, и вам предстоит пройти проверку на детекторе лжи. С помощью Сохрана вы ничего не помните! В общем, Хап является как раз таким донором и каждую ночь просматривает чужие кошмары, а также, под давлением начальства, принимает воспоминания. Хапу уже удалось сколотить небольшой капитал, и он рассчитывает, что еще немного - и можно будет зажить спокойно в свое удовольствие. Но жизнь Хапа рушится, когда на него в частном порядке выходит одна из клиенток Снохрана и предлагает на несколько дней забрать у нее воспоминание, якобы дело связано с романтическим уикэндом, который ей не хочется омрачать мыслями о прошлом... Хап соглашается, рассчитывая на повышенную оплату, но сброшенное воспоминание оказывается вовсе не любовным - дело связано с убийством... И когда Хап приходит в себя, то обнаруживает, что клиентка ударилась в бега. Сейчас у Хапа есть всего несколько дней, чтобы разыскать ее и сбросить ей воспоминание обратно, пока он не попался в лапы полиции и не получил пожизненное за убийство, которого не совершал. Мало этого, вокруг еще происходит все больше и больше странностей и подозрительных происшествий...
Раньше читала у автора такого же рода фантастический детектив, который мне понравился... Но тут вышло все сложнее. Автор постарался совместить классический нуар - как я понимаю - с магическим реализмом и всякими безумно-сюрными штучками. Дело хорошее, но... Вот почему-то у меня все время возникало чувство, что они у него не пожелали смешиваться! То есть, если брать по отдельности, то все более-менее нормально. Детективная линия развивается бодро, хотя и, на мой вкус, временами слишком закручено, так что начинаешь подозревать, что автор перемудрил (стенает - проще надо! )... пару раз я точно теряла нить сюжета, но решила не вдумываться. Сюрно-магическая атмосфера - вообще прекрасно! все эти разумные бытовые приборы, которые живут своей сложной жизнью и конфликтуют с владельцами - мне очень понравилось... Но вот все чего-то кажется, что эти две части не срослись и все тут. То хочется, чтобы эти фантастические моменты больше использовались в детективной линии, то хочется, чтобы больше внимания уделялось этому причудливому миру, а не беготне друг за другом... К тому же - не знаю уж, в чем причина - но персонажи у меня не вызвали никакого интереса, симпатии. Все равно, в общем, до них было, что они, как они... И уж совсем отстраненное недоумение вызывало, когда по воле автора они наделялись какими-то особыми свойствами и качествами. Как там, например - ГГ особенный! прямо избранный. С чего вдруг и почему - мне так и осталось неясным.
А еще в финале автор вздумал поразить читателя альтернативной идеей сотворения мира и всякого божественного - внезапно. Лично для меня это выразилось только в том, что последние страницы книжки растянулись вообще невообразимо - а ведь она и так читалась через пень-колоду, неприлично медленно для такого жанра! Черт знает что.
Хотя автор излагает интересно, тут ничего не скажу. Но это, опять же, далеко не Терри Пратчетт, чтобы можно было читать только из-за авторского изложения...
читать дальше
"Кто-то верит в бога, кто-то в летающие тарелки, а многие - в то, что за углом начинается путь, который приведет их прямо к деньгам... Я всем им желаю удачи, не веря, правда, в нее. В своей жизни я попробовал почти все рецепты серии "заработай уйму денег прямо сейчас!" и ничего не добился. Дороги, начинающиеся за следующим поворотом, обычно приводят туда же."
"Создавалось впечатление, что он - окончательная версия человеческого существа, а не тестовая, что обычно встречается."
"Люди - это их память. Ты - то, что с тобой случалось."
"Я воспользовался лестницей. Нельзя допускать, чтобы лифты слишком много о себе воображали."
"Все предметы выглядели самодовольными и надутыми, что происходит всякий раз, когда жилье остается в их распоряжении."
"Иногда мне кажется, что мы уже настолько привыкли к напитками "со вкусом шоколада", что настоящий шоколад сразу же вызовет у нас тошноту."
"Я с трудом воспринимаю то, что у каждого человека есть своя жизнь, что люди не просто актеры, играющие во второсортной эпопее моей жизни. И только когда я их вижу в местах вроде баров и кафе, я начинаю понимать, что они приходят туда не просто так, что у них есть отношения с людьми, с которыми они там встречаются, и что они тоже люди, хотя подчас производят совершенно другое впечатление. Начав работать с воспоминаниями, я стал привыкать. Иногда, когда сильно устаю, я чувствую, как стираются различия. Тогда я почти верю, что я вовсе не индивидуум, а лишь часть какой-то бесконечной жизни."
"Интересно, а каковы вещи на самом деле - такие, как они выглядят ночью или как выглядят днем? Он решил, что все зависит от обстоятельств."
"- Люди не могут жить без секретов- без чужих. То, что одни хотят сохранить в тайне, другие непременно хотят узнать... Если люди узнают, что я действительно тот, за кого себя выдаю, они никогда мне этого не простят.
- Не волнуйтесь. Мы сохраним ваше отсутствие тайны."
"У каждого человека есть тайны - это неотъемлемая часть человеческой натуры. На горизонте всегда облака. Каждый совершал что-то нехорошее, или с ним происходило что-то нехорошее. Самые важные моменты жизни человека, определяющие его развитие, всегда спрятаны от внешнего мира."
"В то время я считал это большим приключением, а сейчас вспоминаю только отрывочные образы разных городов, стойки баров, где я работал, напор воды в душах мотелей, где я останавливался, - как будто мою историю пересказывал кто-то, кто слушал невнимательно, когда ее рассказывали впервые."
"Куда бы ты ни ехал, что бы ни делал, первое, с чем сталкиваешься утром, и последнее, что ощущаешь ночью, - твой внутренний мир."
"В классике мне больше всего нравится ее непреложность. Сейчас музыка пишется кое-как, смесь влияний и моды в ней слишком очевидна, чтобы не замечать таковой, а вот когда слушаешь Баха - словно слышишь мысли Бога. Есть вещи, которые должны быть только такими и никакими иными. В классической музыке легко предсказать, как будет звучать следующий пассаж, потому что только так и надлежит, потому что он просто обязан так звучать: мы как бы смотрим на идеальные грани медленно вращающегося кристалла."
"Ничто не реально, пока не утрачивается: до своего исчезновения все - лишь игра теней."
"Любовь вообще банальная штука, и именно поэтому она нам необходима. Мы боремся с хаосом жизни с помощью простых вещей, того, что можно выразить одним предложением, что понятно всем и каждому. Любовь и смерть - якоря, которые удержат в штормящем море. Без них жизнь теряет смысл."
"Мы превращаемся в детей, когда спим, в детей невинных, непорочных. Тайны покрывают лица морщинами - картами переживаний. А по ночам лица снова становятся неразмеченными территориями."
"Женщины по-другому смотрят на жизнь, им известно неведомое нам. Всем, кто считает, что мы с ними живем в одном и том же мире, следует протереть глаза."
"Если вы так видите мир - весь в пастельных тонах и полный белой пены и морских птиц, то и слава богу. На это можно смотреть бесконечно. Главное, чтобы все видели то же самое."
"Я хорошо понимал, насколько я сейчас крупнее, тяжелее и насколько больше на мне шрамов. Все, что я совершил в своей жизни, сейчас стало наростом вокруг мальчика, мхом, что появляется на камне, когда тот окончательно останавливается."
"Люблю лететь, увлекаемый вперед железной капсулой, чья физика защищает ее от другой физики, той, согласно которой все падает на землю. Люблю смотреть из иллюминаторов на темноту, время от времени освещаемую огоньками, говорящими: "Да, и здесь есть люди. И на этой голой скале они живут. И у нас здесь есть мотель и кабельное. И чизбургеры мы продаем по хорошей цене. Приезжайте и убедитесь сами."
"Я всегда считал, что любовь - дорога с односторонним движением, и если ты повернул не туда, остается только продолжать двигаться."
"Могу заверить: если вас действительно похищали инопланетяне, вы об этом ничего не помните."
"Может быть, я ошибался, считая, что время всегда идет только вперед? А вдруг все не так однозначно?"
"- А почему они все выглядят одинаково?
- А что значит внешняя оболочка?"
"Нет на свете ничего страшнее и злее добра, которое тебя ненавидит."
"Воспоминания затвердевали осколками стекла, которые безвозвратно входили в наши сознания - инородные тела, ворочающиеся и причиняющие боль, слишком глубоко задвинутые в закоулки памяти, чтобы от них можно было избавиться, но достаточно острые, чтобы легко взрезать настоящее, терзая нас снова и снова."
"Попытки достигнуть совершенства - лишь способ повернуться к реальности спиной."
"Мы превратили истину в слова и писали одно поверх другого до тех пор, пока стало невозможно их прочесть."
"Мы уверены: тело - то, в чем мы живем, а не то, в чем умираем."
"Может быть, в следующий раз бог окажется у вас за спиной во время ланча, а вы его и не узнаете, или однажды ночью вы услышите его шаги за углом, но не поймете, что это прошел именно он. А то и посмотрите ему в лицо. Но оно уже слишком похоже на все остальные лица, а имени вы не спросите."