Марина и Сергей Дяченко "Алена и Аспирин". Сборник, куда входит заглавный роман, а также повесть "Зеленая карта" и несколько рассказов. Как это зачастую водится у авторов - великолепная проза... сочетание депрессивной мрачности и сказочно-небесной красоты... Авторы, безусловно, явление в русскоязычной фантастике (раз уж нобелевские комиссии их не замечают )
"Алена и Аспирин". Сюжет: ГГ, Алексей Гримальский, успешный мужчина где-то между тридцатью и сорока, но ощущающий себя вечным золотым мальчиком... плэйбой и эгоист, идущий по жизни под девизом Don't worry be happy... талантливый диджей с ником Аспирин, он ведет вещание на музыкальном радио и сессии в ночных клубах (или как это там называется)... Но жизнь Аспирина терпит резкие изменения, когда однажды глубокой ночью, возвращаясь домой с работы, он натыкается среди гаражей на маленькую девочку с плюшевым мишкой, в ужасе прижавшуюся к стене. А поблизости бродят компании пьяных гопников со злыми собаками. Аспирин под влиянием момента делает красивый жест и приводит девочку к себе - ну не оставлять же ребенка ночью на улице... Ребенка зовут Алена, ей десять лет, и она убежала из дома искать потерявшегося брата. Аспирин рассчитывает, что утром со всем этим что-нибудь решится, можно будет спокойно разузнать о семье Алены и связаться с ними, на худой конец, сдать девчонку в милицию... Но не тут-то было. Алена объявляет, что она никуда отсюда не уйдет, раз уж Аспирин позволил ей у себя переночевать, значит, поручился за нее и теперь он за нее отвечает. И вообще, она сейчас его дочь! Вот и документы имеются - неким магическим образом возникают и документы, где черным по-белому написано, что Аспирин действительно отец Алены Гримальской. Так что никуда она не уйдет, пока не осуществит свою миссию... по поиску брата, ага. План у Алены продуман: она должна выучиться играть на скрипке, разучить некую мелодию и сыграть ее - брат непременно услышит и тогда сможет с ней вернуться. Просто сейчас он потерялся в этом чужом для него мире и забыл, кто он есть...
Авторы - мастера изобретать странные и дикие ситуации. Вот и здесь - ГГ, принуждаемый к заботе о другом существе, ребенке - чем он в жизни не утруждался. Буквальное олицетворение расхожей фразы про то, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным... Здесь, конечно, хватает магического и фантастического - намек на легенду о Гамельнском крысолове более чем прозрачен. Да и сам Крысолов является, во всяком случае, некая загадочная и зловещая фигура, которая первый раз пытается забрать Алену - но получает отпор от Аспирина, которого в очередной раз поразил импульс "благородства", а второй раз все-таки забирает, но девочка уже и сама не может больше оставаться в нашем мире... Олицетворение смерти? Очень выразительный получился и Мишутка, тот самый плюшевый мишка, которого Алена прихватила с собой, убегая из... рая? посмертия? какого-то счастливого и совершенного мира. Он, видите ли, не просто игрушка, он защитник и телохранитель... чудовище? демон? адская гончая? что там еще по этому поводу существует в фольклоре и мифологии...
Но несмотря на все это, интереснее всего здесь наблюдать за отношениями девочки Алены (ангела? призрака? потусторонней сущности?) и Аспирина. Психологический поединок, захватывающий и в то же время муторный, выматывающий... Оба участника то ненавидят друг друга, то пытаются помочь, то стараются ударить побольнее... Аспирину, конечно, приходится в этом плане гораздо тяжелее, он же не привык поступаться своими интересами, удобствами... привычным комфортом... Он зачастую выглядит жалко, мерзко... тошнотворно. Но в то же время авторы показывают, что и в нем еще осталось что-то светлое. И без него Алена бы не продержалась, не смогла осуществить задуманное. А тут в финале вроде бы дают понять, что у нее все-таки получилось. Ну, то есть, брата она не смогла вернуть и даже не увидела, но все-таки он ее услышал. И, видимо, это повлияет на его жизнь.
читать дальше