Граф Соллогуб "Мемуары". Собственно, это оказался сборник. Половину книжки занимают указанные мемуары - хотя вполне можно лучше это назвать "записки"... А половину - образцы, так сказать, литературного творчества. Три повести.
Итак, "Мемуары". Автор - личность интересная. Одни годы жизни уже о многом говорят - 1813-1882. Прямо таки свидетель эпохи... Лично знал - в той или иной степени - и приятельствовал - в той или иной степени - с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Тютчевым, Жуковским... такого рода персонами. Об этом, в числе прочего, он и повествует в своих мемуарах. Написал некоторое количество литературных произведений, которые пользовались у публики успехом. Но себя, если верить мемуарам, никогда
писателем не считал, именовал себя любителем... А потом, если, опять же, верить мемуарам, и вовсе бросил литературу, объясняя это тем, что потерял
своих учителей и приятелей и не видит больше ни смысла, ни удовольствия в таком занятии. Помимо этого успел
послужить, сделал вроде бы вполне успешную карьеру. В общем, прожил жизнь долгую и в свое удовольствие. Имел по многим вопросам свое мнение.
Мемуары читать было очень интересно. Автор пишет легко, с юмором и иронией, живописно и выразительно. Единственный только недостаток, как мне кажется - довольно таки бессистемно. (поэтому я и говорю про записки... ) Детство, юность, встречи с тем, с этим, с пятым-десятым... Ряд ярких эпизодов, или даже кратких упоминаний. Служба... вот тут было совсем досадно! Автор, видите ли - ни много, ни мало - был причастен к натуральному расследованию уголовных дел! и даже имеющих какую-то важность и значимость. И что же? Он упоминает об этом совсем мельком,
потому что - считает, что это не представляет интереса! С ума сойти... Но ничего не поделаешь. Веяния времени, нравы эпохи... окружающей среды... Эх... хотелось бы мне почитать про тогдашние уголовные дела и их расследования...
В общем, мне даже начало казаться, что автор в некотором роде предстал сам пушкинским персонажем - Евгением Онегиным... Можно было бы написать - прообразом, но википедия указывает, что Пушкин начал писать "Онегина" в 1823 году, когда автор еще пребывал в нежном детском возрасте... Хотя кто его знает - закончил-то он роман в 1830-х, а тогда тот уже поди вышел в свет и дефилировал по столице... "как денди лондонский одет" и все такое. Светский красавец и щеголь (портреты на вкладке прилагаются). Ну, послужил прообразом или воплотился, размышляю я - но вышло довольно странно... что персонаж пережил своего создателя и прожил свою собственную жизнь...
"Тарантас". В сборнике помещены три повести. Буду рассуждать только о "Тарантасе". Остальные читать невозможно... ну, в самом деле! Думаю, их поместили для контраста. Такой живой, выразительный текст в мемуарах - и такое все унылое, тоскливое и слезливое в повестях... Хотя я понимаю - на дворе была эпоха романтизма, так было положено! Существовал строго определенный формат подобных произведений, и автор, судя по всему, писал строго в соответствии... И все это пользовалось успехом, если уж он был вполне успешным и модным литератором... Несчастные разлученные влюбленные, романтические герои умирающие во цвете лет от чего-нибудь - нищеты, болезней, ран и т.д. Прекрасные девы, у которых все время слезы струятся из глаз... (черт, и тут сразу вспоминается Милада, что ты будешь делать, Милада как прививка от романтизма... ) Я пыталась читать и так, и этак, но это было выше меня. Решила уже плюнуть и бросить. Тут остался последний "Тарантас", произведение, прославившее автора... И оказалось, что очень интересно - не заметила, как зачиталась. И что бы автору все не писать в таком духе? Хотя тоже, наверно, понятно - это юмор, ирония, сатира, а барышням в салоне поди больше нравились романтические страдающие влюбленные...
читать дальшеСюжет повести: в Москве встречаются знакомые - молодой восторженный Иван Васильевич, только что прибывший из-за границы, и пожилой степенный помещик Василий Иванович. У них имения по соседству, Василий Иванович в хороших отношениях с отцом Ивана Васильевича и, узнав, что тот сильно поиздержался, предлагает подвезти его домой, на своем тарантасе. И вот они не спеша едут, проезжают то и это, встречают разных людей, беседуют с ними и друг с другом, рассказываются разные истории, звучат пламенные речи и возвышенные рассуждения... вы таки будете смеяться, но на тему - как нам обустроить Россию... Как актуально звучит, будто и не прошло почти двести лет.
Вообще говоря, с этой повестью получается все очень странно и даже почти что мистически! (радостно потирает руки, собираясь ринуться в дебри) Она как бы вобрала в себя многое из отечественной классики, как прошлой, так и будущей - разве это не адский сюр? Во всяком случае, можно так вполне спокойно трактовать и рассматривать! (ну да, а чего еще ожидать, если автор как бы сам литературный персонаж... )
Начать с того, что с самого начала становится ясно, что повесть вполне можно считать зеркальным ответом на скандальное "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева... (честно признаюсь, что не читала, так как меня привел в ужас язык с самого начала, но представляю о чем это - как бы автор едет, наблюдает явления жизни и выступает с критикой ) Об этом же чуть ли не прямым текстом говорится в самом начале! Когда восторженный Иван Васильевич рассуждает, что будет писать свои впечатления и мысли по поводу путешествия, а основательный Василий Иванович его осаждает, что - какое же тут путешествие, когда мы просто едем "из Москвы в Мордасы через Казань". Шедеврально... Мне уже от одного этого смешно всю дорогу... Ну да, так мы и ездим из столиц по нашей необъятной родине, и непременно через какую-нибудь Казань... Ну и далее Иван Васильевич все норовил задвинуть какую-нибудь подробную речь с критикой и разъяснениями, как вот тут или вот там нужно все организовать просвещенно и по научному... Но все его порывы сбивались или из-за непрошибаемого ленивого спокойствия Василия Ивановича, который только дивился на энтузиазм молодого спутника, или из-за встречаемой правды жизни.
Ага, значит, Василий Иванович тут определенно напоминает уже будущего персонажа русской классики - Обломова. Автор с большой иронией описывает, как Василий Иванович всю дорогу возлежит на подушках в тарантасе, а когда устает, то останавливается на ближайшей станции, чтобы "полежать на лежанке"... Сама злосчастная повозка, этот самый тарантас - явно выступает аллегорией... Думаю, что это образ России, да. И тут плавно можно перейти к соответствующим местам у Гоголя - птица-тройка, Русь, куда несешься ты и все такое. Ну, то есть, тут, конечно, не птица-тройка, автор тут изображает критически - это старющая, давно раздолбанная повозка, которая никуда не летит, а еле тащится по дороге, и ее давно бы следовало заменить на более современный экипаж, но никто этого не хочет делать, потому что удобно же! можно набить перинами и подушками, и ехать с удобствами! вообще можно чего угодно набить, всевозможными узлами, тюками, чемоданами, саквояжами и прочим... все поместится, а если и не поместится, можно прикрепить веревочкой сбоку... И даже просто подлатать повозку - такая морока и беспокойство, и расход средств к тому же - лучше оставить так, авось как-нибудь продержится еще немного... К слову сказать, когда дворовый человек Василия Ивановича Сенька в очередной деревне сообщает, что у тарантаса вот-вот отвалится колесо, и начинается суета и маета, как чинить, или не чинить, или слегка подправить, доедет- не доедет - это же тоже прозвучит у Гоголя - "доедет до Москвы или нет"... Ну и, по воле автора, тарантас так и не доехал, развалившись посреди дороги и перевернувшись. Опять таки символически. И при этом из него выкинуло и Ивана Васильевича, и Василия Ивановича, и их разнообразные тюки и узелки, зато в тарантасе остался мужик Сенька, правда, повиснув вверх ногами во всяких постромках. (с восторгом) Можно считать, что автора тут посетило мистическое видение о будущих потрясениях в России!
А перед этим судьбоносным крушением Иван Васильевич якобы видит удивительный и фантастический сон... Тут опять же можно вспомнить будущие сны Веры Павловны... она тоже много чего наувидала... И в числе прочего Иван Васильевич видит какую-то адскую пляску, ведьмы, черти, покойники, мда - ну, лично мне тут вспоминается будущий бал у Сатаны Булгакова...
Прикольно, короче говоря...