П.Киньяр. Секс и страх.
«Сенека Старший рассказывает, что когда Филипп выставил на продажу захваченных в бою олинфийцев, Паррасий из Эфеса, афинский живописец, купил одного из них, старика, и велел подвергнуть его пытке, дабы тот послужил ему моделью для картины «Пригвожденный Прометей», которую граждане Афин заказали ему для храма богини Афины.
Человек кричал от боли. Его пригвоздили к кресту. Люди, окружавшие Паррасия, воззвали к его милосердию.
- Он мой, я владею им по праву победителя! – отвечал художник.
Он приготовил краски, порошки и закрепители, палач же, со своей стороны, развел огонь пожарче, накалил щипцы и взялся за хлыст.
- Скрути его покрепче! – добавил Паррасий. – Я хочу добиться выражения истинного страдания.
Старик из Олинфа издал душераздирающий вопль. Услышав его, присутствующие спросили у Паррасия, к чему он питает большую склонность – к живописи или к пыткам. Он не удостоил их ответом. Напротив, крикнул палачу:
- Мучай его как следует, еще, еще! Прекрасно, держи его в таком состоянии, вот оно – лицо Прометея терзаемого, Прометея умирающего!
Старик впал в агонию. Он простонал еле слышно:
- Я умираю!
- Вот-вот, оставайся таким!
Вся суть живописи в этом мгновении.»

Е.Дьяконова. Дневник русской женщины.
«В Париже выставка открывается 6 мая. Вот бы поехать! Мама только головой качает: куда, говорит, с вашим состоянием тратиться! И чем больше мама так говорит, тем больше она убеждает нас жить скромно, и чем дольше мы так уединенно живем теперь, - тем сильнее мне хочется вырваться на волю, уехать куда-нибудь далеко-далеко от такой монотонной жизни. Во мне сидит какой-то бес, самый непокойный; иной раз я бегаю, как сумасшедшая, по всему дому, страшно хочется мне убежать куда-нибудь, не сидеть смирно за книгой… А тут мама со своими нотациями, сестры с зубрением, горничные с книжками от лавок и Михайло со сдачей от говядины. – Эх, жизнь, жизнь…»

читать дальше