О.Вайнштейн. "Денди"
"Если недостаток превращается в достоинство - это сигнал, что перед нами сильная харизматическая личность."
"Он запретил аристократам ношение шпаг - от этого в городе резко уменьшилось количество дуэлей. Но благодаря указу против забияк неожиданно выиграли и дамы, ведь болтающиеся на поясе клинки нередко рвали женские платья во время танцев."
"День начинался с купания в бассейне со знаменитыми горячими водами. Дамы заходили в него в закрытых купальных костюмах, с париками на голове, а к руке у них была привязана ленточкой небольшая деревянная подставка, на которой лежали носовой платок, табакерка или цветок."
"Давно подмеченная историками костюма закономерность: женская мода становится более вызывающей и сексуальной после больших исторических потрясений, когда необходимо восполнить людские потери за счет повышения рождаемости."
"Невероятные" представляли собой сословие "золотой молодежи" - многие из них происходили из среднего класса или из семей разбогатевших буржуа. В эпоху Директории они не скрывали своих монархических симпатий и открыто противостояли якобинцам. Завидев красный фригийский колпак санкюлота, они нередко начинали уличную драку. Подруги "невероятных" звались "изумительными". "Невероятные" и "изумительные" веселились на "балах жертв", куда допускались только родственники казненных во время террора. Мужчины приходили с короткими стрижками, а женщины собирали волосы наверх, имитируя прическу приговоренных к гильотине. Дамы даже повязывали на шею узкую красную ленточку, а во время танцев отчаянно мотали головой во все стороны, как будто голова вот-вот скатится с плеч, - разыгрывался коллективный перформанс на тему смертной казни."
"Перчатки в идеале полагалось менять шесть раз в день, чтобы они всегда при рукопожатии были свежими."
"О леди Мэри он сказал только одну вещь: "Она ела капусту", и все присутствующие мгновенно зачислили несчастную в разряд вульгарных созданий, ибо есть овощи считалось простонародной привычкой."
читать дальше
"Это романтический сценарий судьбы, требующей противостояния героя и толпы, жертвоприношения и трагического конца. Очевидно, дендизм немыслим без романтического индивидуализма, часто дающего о себе знать в самый неподходящий момент."
"Легенда о Браммеле и его реальная биография отнюдь не всегда совпадают. Создание жизненного сценария - сфера совместоного творчества и главного героя, и окружающих."
"Браммел, действующий в эпоху, когда о грядущем могуществе масс-медиа еще невозможно было догадаться, понял основной закон publicity: не имеет значения, позитивно или негативно окрашена информация, важно только периодически становиться героем дня."
"Введенный Браммелом стиль мужского костюма, безусловно, предполагал чистое тело и чистое белье, что в то время было далеко не общепринято даже среди джентльменов."
"Браммел: "При виде хорошо одетого человека не должны говорить: "Какой у него прекрасный костюм!" Пусть лучше скажут: "Какой джентльмен!"
"В истории костюма часто бывает, что в праздничной одежде этикет закрепляет более старинные, даже архаичные формы."
"Светское время строго регламентировалось. Лондонский сезон обычно начинался к Рождеству ит заканчивался в середине августа. Временные рамки задавались работой парламента, а начало парламентский сессий было связано с завершением охотничьего сезона. С наступлением холодов благородные лорды переключались со спортивных забав на политические дела и перебирались из сельских резиденций в город. Разгар сезона - май, июнь, июль, когда проводились балы и кипела клубная жизнь, а затем общество выезжало за город, на скачки в Аскот. Быть в Лондоне после 12 августа означало "утрату лица", и не имеющие своих загородных поместий старались устроиться пожить в гостях. Если по каким-либо причинам отъезд был невозможен, приходилось изобретать самые невероятные оправдания. В Париже в аналогичных случаях рекомендовалось, если уж человек не смог вовремя выехать за город, днем отсиживаться дома и распускать через слуг слухи о своем отъезде, а появляться на улицах лишь ночью."
"Денди, виртуозно владеющий техникой элегантных жестов, по определению не мог быть неуклюжим. Изящество его манер имеет физический эквивалент - точность движений."
"Бабочка - это своего рода денди среди насекомых, олицетворение изящества и непринужденного веселья. Не в этом ли одна из разгадок тайного очарования дендизма - в гибельном блеске бабочек, летящих в огонь?"
"Наиболее консервативным и далеким от современности аспектом стиля был так называемый "грушевидный силуэт", господствовавший в мужской моде до 1780 года. Сюртуки шили с зауженными плечами и порой без воротника, поскольку тот неизбежно пачкался от пудры и помады с париков. Книзу силуэт напротив заметно увеличивался за счет расходящихся сюртучных пол, в который вставляли незаметный каркас из тонкой проволоки. Композиционным центром силуэта поневоле оказывался живот, нависающий над низким поясом штанов. В итоге любой мужчина в подобном костюме автоматически приобретал грушевидную форму, санкционировавшую наличие небольшого брюшка (что, разумеется, весьма устраивало полных господ)."
"Фрак изначально служил одеждой для верховой езды, являясь упрощенной версией сюртука без нарядных пол, что было удобно для всадника."
"Фрак должен легко спускаться с плеч, облегая фигуру и не образуя складок", - писали в модных трактатах."
"Быть похожим на греческих богов или героев считалось высшим признаком мужской красоты. двое самых влиятельных денди могли похвастаться сходством с Аполлоном: говорили, что Байрон напоминает Аполлона чертами лица, а Браммел - фигурой."
"Идеальное тело воспринималось как зримая абстракция, требовавшая конкретного современного воплощения. Неоклассический стиль ставил совершенно новые задачи: костюм должен был обрисовать тело, а не замаскировать или деформировать его. Иными словами, одежда должна была стать визуальным аналогом наготы, но наготы совершенно определенных - аполлоновских - пропорций."
"Красота мужских ног высоко ценилась в обществе: это нередко служило темой для сравнений и комментариев, а для дам это был приятный повод безбоязненно сделать комплимент мужчине."
"Изящные складки дендистского шейного платка - единственное, что осталось у аполлонов XIX столетия от великолепных развевающихся материй, украшающих античные мужские торсы."
"На ярмарках в больших европейских городах особой популярностью пользуются "анатомические Венеры" - муляжи женских тел, наглядно и натуралистично иллюстрирующие расположение внутренних органов."
"Чтобы создать эффект "мокрой ткани", женщины слегка увлажняли наряды перед балом, так что прилегающая к телу туника ясно обрисовывала фигуру. В странах с прохладным климатом, например, в России, подобные дамские экзерсисы нередко приводили к простудам даже со смертельным исходам."
"Считалось, что женский позвоночник настолько слаб, что просто не в состоянии держать спину, и оттого необходимы корсеты."
"Широкий размах кринолинов (которые могли достигать в ширину до двух метров) причинял много неудобств при необходимости войти в узкую дверь или сесть в карету. Хитроумный Ворт вскоре придумал особую пружинку, позволяющую сокращать диаметр обручей кринолина. "Рычаг управления" находился на уровне бедра, и, таким образом, хозяйка кринолина могла незаметно регулировать размеры своего туалета."
"Живое женское тело внушало викторианцам неподдельный мистический ужас. Женщины практически не получали медицинской помощи во время родов, смертность от которых была очень высока."
"В полном облачении викторианская дама напоминала тяжело вооруженного рыцаря - вес ее туалета составлял примерно 17 килограммов. Шляпы с цветами, накидки, зонтик, жакеты, не говоря уж о кринолине, - все это составляло весьма громоздкий антураж."