А.П.Чехов. Письма.
«Н.П.Кондакову. 2 марта 1901г.
Большое, сердечное Вам спасибо за книгу. Я прочел ее с большим интересом и с большим удовольствием. Дело, между прочим, в том, что моя мать, уроженка Шуйского уезда, 50 лет назад бывала в Палехе и Сергееве (это в 3-х верстах от Палеха) у своих родственников иконописцев, тогда они жили очень богато; те, что в Сергееве, жили в двухэтажном доме с мезонином, громадном доме. Когда я сообщил матери содержание Вашей книги, она оживилась и стала рассказывать про Палех и Сергеево, про этот дом, который тогда уже был стар. По сохранившимся у нее впечатлениям, тогда была хорошая, богатая жизнь; при ней получались заказы из Москвы и Петербурга для больших церквей.
Да, народные силы бесконечно велики и разнообразны, но этим силам не поднять того, что умерло. Вы называете иконопись мастерством, она и дает, как мастерство, кустарное производство; она мало-помалу переходит в фабрику Жако и Бонакера, и если Вы закроете последних, появятся новые фабриканты, которые будут фабриковать на досках, но Холуй и Палех уже не воскреснут. Иконопись жила и была крепка, пока она была искусством, когда во главе дела стояли талантливые люди; когда же в России появилась «живопись» и стали художников учить, выводить в дворяне, то появились Васнецовы, Ивановы, и в Холуе и Палехе остались одни мастера, и иконопись стала мастерством…
Кстати сказать, в мужицких избах нет почти никаких икон; какие старые образа были, те погорели, а новые – совершенно случайны, то на бумаге, то на фольге.»
читать дальшеГ.Садулаев. Марш, марш правой!
«Если верить Соловьеву, во времена Святослава каждый пахарь мог оставить свой плуг и вступить в дружину князя, чтобы выделиться из среды «мужиков», стать княжеским «мужем» и заслужить себе богатство и славу. Вывести своих потомков в элиту общества. Либо сложить голову на поле брани. Пан или пропал. Это красивый сюжет. Но, к сожалению, мифический.
Что касается Древней Руси, то потомки больших и малых князей, а также их дружинники, успешно перебили друг друга во времена междоусобицы. Встав в первые ряды сопротивления Золотой Орде, военная аристократия подверглась следующему этапу уничтожения. А царь Иван Грозный довершил разгром, тщательно выжигая последние ростки боярской знати, ведущей свою родословную от русских князей и воинов.
Правящей элитой Российской империи стали вовсе не потомки ратников земли русской, а дворяне – то есть, дети дворовых людей. Конюхов, спальников, виночерпиев и прочей мелкой прислуги, приближенной к столу и телу владык. Я почти уверен, что в Бархатной книге российского дворянства наперечет правдивых историй о происхождении фамилии от знати времен Киевской Руси. А если линия по крови и была, то чаще всего за счет внебрачных связей лиц княжеского сословия со своими дворовыми девками. То есть, снова бастарды и прислуга. О, я не сторонник теории «голубой крови», но порой и мне думается: не от рабского ли происхождения униженная сервильность – во все времена главная отличительная особенность российских элит?»
Т.Холт. Граальщики.
«Его ум был занят той великой загадкой, которая поглощает умы представителей всех видов, поглощает до такой степени, что к настоящему моменту это намертво затормозило их движение по рельсам эволюции и помешало им развиться в гиперразумные сверхсущества, что в противном случае было бы неизбежно.
А именно: каким это образом, независимо от того, насколько внимательно вы следите за содержимым своих карманов, в конце концов вы не находите в них ничего, кроме пары скрепок, покрытой налипшей дрянью карамельки и маленькой никому не нужной медной монетки на самом дне?»