В.Слукин,Е.Арапова, Т.Кононова. Демидовские гнезда.
«В июле 1696г. глава Сибирского приказа, думный дьяк Андрей Виниус отослал верхотурскому воеводе Дмитрию Протасьеву приказ, который требовал от воеводы сообщить: «в которых местах камень-магнит и железная добрая руда имеется». Через полгода, в январе 1697г. воевода информировал, что «камень-магнит» найден на берегах реки Тагил, а железная руда – даже в четырех местах на реке Нейве. С ответом воевода Протасьев прислал и образцы железа, выплавленного и откованного из найденных руд верхотурскими кузнецами, и образцы самих руд. Экспертировать металл и руды сначала взялись московские умельцы Пушечного приказа. Затем уральский камень-магнит отправили в Голландию (как его заморские знатоки оценят?), а пудовые куски железной руды – «тульскому железных заводов мастеру Никите Антуфьеву». Тульский мастер выплавил из руды металл, из коего изготовил две фузеи и два копья, после чего высказал свое мнение: «… железо самое доброе, но площе свицкого, а к оружейному делу лутче свицкого». Высоко об уральском железе отозвались и московские «пушечники», и заморские специалисты из Голландии. Ознакомившись с результатами испытаний, Виниус в мае 1697г. пишет царю Петру о находке на Урале «зело доброй руды» и просит разрешения направить знающих дело мастеров для «досмотра» удобных мест под строительство «больших заводов».
читать дальшеА.Недялков. Опасные тропы натуралиста.
«Весь следующий день мы лазили по Тюя-бугузу, а вечером поехали на такыры. Я вернулся к разговору о ловле кобры. Юрий сначала говорил неохотно, а потом увлекся и рассказал мне свои секреты отлова кобр. Дело оказалось очень сложным. Главная трудность была в том, что ловец кобр должен быть отличным следопытом. Недаром считается, что высшая квалификация ловца змей – это ловец кобр.
Ловец, имеющий опыт отлова других змей, но не знающий секрета отлова кобр, обычно бродит по колониям песчанок в надежде наткнуться на зазевавшуюся змею. Кобра же довольно редкая и очень осторожная змея. В отличие от других змей зрение у нее очень острое. Гораздо чаще она видит ловца раньше, чем ловец замечает ее, и быстро скрывается в ближайшем убежище. Способ Юрия был гораздо добычливее, но требовал определенных навыков и большого опыта. Нужно было искать не кобру, а ее след и идти по следу до той норы, в которую ушла кобра. Кобра – сумеречная змея. Она выползает из нор на поверхность земли после захода солнца и «гуляет» до полной темноты. Такие же прогулки совершает она и утром – с рассвета до восхода солнца. Выследив жилую нору кобры, ловец отмечает ее вешкой или флажком (для того, чтобы потом нору легче было найти) и вечером (или утром) приходит, садится и ждет: может быть, кобра соизволит выйти на прогулку. Если кобра выходит, то обычно попадает в мешок ловца, если нет – ловец будет приходить к этой норе до тех пор, пока не возьмет змею или не убедится в том, что змея из норы ушла.»