Новые были горы Высокой.
«Центральной фигурой на руднике были забойщики. Это не сегодняшние забойщики, вооруженные модными перфораторами и погрузочными машинами. В наше время у них был один-единственный инструмент – лопата, а у бурильщиков «борода», что-то вроде металлического клина и кувалды. В ходу было и кайло. Сейчас вспомнишь, каторжная же работа у бурильщика была. Всю смену бьет он вручную, чтобы, значит, развалить породу. И забойщику ничуть не легче. Он руду грузил. Тут не только сила требовалась, но и опыт, взгляд острый. Это только негорнякам кажется, что руда одного сорта и одного цвета. Бери будто подряд все и грузи! Нет!
У нас рудник – так инженеры говорят – единственный на Урале по многообразию руд. Тут и магнитный и бурый железняки, и мартит, и сернистая руда, и фосфористая, и полумартит, и еще других немало. Была еще бутара – глинистая руда. Ее на промывочную фабрику отправляли. В забое они лежат вперемешку, а отличить с первого взгляда их друг от друга не так-то просто. Чтобы не спутаться в этом, забойщику, ой, какой глаз надо иметь внимательный.
Ведь если сернистую руду отправить на домну, то чугун дрянцо выйдет, брак. Поэтому прежде чем грузить, надо было рассортировать горную массу, по кучкам руду разложить. А уж тогда давай кидай ее в вагонетки, если силенкой не обижен да лопатой владеть умеешь.»

читать дальше