Вс.Иванов. Из дневников и записных книжек.
«- Они думают о новой форме романа, я же должен думать и жить в старой. Например, есть форма плутовского романа, и я, желая изобразить плутов, должен непременно возвратиться к этой форме.
- Но ведь все эти подразделения романа, - плутовской, фантастический, психологический и т.д., - придумали педантичные ученые! Какие основания думать, что они правы и что романы подразделяются именно на эти жанры? Если говорить о течении романа, то он бывает углубленный или поверхностный, и все. Газета и фельетон в газете создали Мопассана, Эжена Сю и Жюля Верна. Это – поверхность. Журнал создал Достоевского, Томаса Харди и Марселя Пруста. Это – углубление темы. Может существовать углубленный (так называемый психологический) роман, фантастический, приключенческий с обилием психологии… Поэтому, пользуясь самыми примитивными законами сюжета, о которых я говорю, - можно думать о создании новой формы. Талантливый человек, впрочем, даже слепо подчиняясь форме, - все равно создает свою форму.
- Ага! Значит, о форме нечего и думать.
- А вы не думайте, раз вы боитесь думать. Зачем себя пугать? Живите мирно.
- Неудобно как-то жить мирно. Весь мир клокочет, влечет меня. А мир, по-видимому, и не успокоится.
- А он никогда и не успокаивался. Наши предки мирно лежат в могилах. Но из этого не следует, что они всегда были мирными. Они были такие же, как мы, и не многим удавалось мирное житье.»

читать дальше