Фаина Раневская "Письма к подруге". Как и следует из названия - письма. Очень интересный материал. До этого у меня уже были какие-то сборники по Раневской... маленькие такие, карманного формата. И в основном, ясное дело, касающиеся различных ее высказываний (уже ставших классикой жанра). Но тут получается такой достаточно объемный материал - и уже можно составить представление о жизни, о личности, об эпохе...
В предисловии "от редакции" немного разъяснено, кто такая эта подруга -
Фирочка, откуда взялись эти письма... Это некая Эсфирь Ицкович, с Раневской - то есть, тогда еще Фаиной Фельдман - они дружили с детства. Потом - всем известно! - война, революция, опять война, разруха, голод и прочие великие исторические потрясения. Они потеряли друг друга из виду. Как тут написано - обе они считали, что другая погибла. И тут внезапно во время каких-то гастролей они опять встретились... С этого времени и велась переписка. В издании, правда, представлены только письма Раневской. В принципе, их не так уж и много... Хотя сами по себе письма большие, надо понимать - на много-много страниц. Тут можно предположить разное - что Раневская чаще общалась с подругой по телефону (в письмах об этом не раз упоминается!)... что у нее не часто выпадало время/настроение/возможность писать длинные подробные письма... что она писала "по случаю", в смысле, когда случалось что-то особо значительное, и ей хотелось поделиться/обсудить с подругой... что не все письма сохранились - в предисловии рассказано, что они хранились в коробке, в плохих условиях, родственники после смерти Э.Ицкович этим не интересовались, и только спустя довольно продолжительное время кто-то эти письма нашел и смог их оценить, за это время значительная часть их пострадала и восстановить не удалось. Наконец, что те же упомянутые родственники - которые почему-то пожелали остаться анонимными - предоставили для публикации не все письма, а выборку... руководствуясь какими-то своими соображениями... Или все эти причины разом.
Поскольку издательство довольно такое... скажем, периферийное... я даже размышляла на тему - фейк- не фейк... А то кто их знает. С этими еще анонимными родственниками. Но, с другой стороны, стиль Раневской выглядит вполне узнаваемым, и какие-то мысли, высказывания тоже, ну то есть, такое уже попадалось и в других сборниках с цитатами и высказываниями, хоть и не дословно, но это опять же и понятно, если считать, что все, в основном, составлялось по памяти, кто что услышал, запомнил... Так что, я думаю, можно с достаточно большой вероятностью считать, что письма подлинные.
И вот, если так массой читать, то немного вырисовывается образ Раневской. Ну, я тут, конечно, занимаюсь "гаданием по аватаркам" и в таком роде, в общем, это мои личные впечатления...
читать дальше
А думаю я, что - Раневская, по сути, была глубоко несчастным человеком... Она была очень одинока, страдала от одиночества... Но! она была просто неспособна с кем-то сблизиться, поддерживать какие-то более-менее нормальные человеческие отношения. Это ужасно, в самом деле! Ну вот тут можно раз за разом видеть - она разругалась практически со всеми окружающими, у нее был отвратительный характер. Склочный нрав, склонность подозревать всех вокруг в разных нехороших помыслах и деяниях... и вдобавок ко всему - привычка не держать все в себе, а сразу высказывать все претензии в лицо. Это, конечно, совсем не способствовало сближению и налаживанию дружбы и взаимопомощи. Нет, я понимаю, что соответствующая среда - богема! креативная тусовка! - была весьма специфической и не самой здоровой... и что там бывало всякое... но неужели до такой степени все вокруг были подлецы и мерзавцы... (а также бездари и завистники! ) Неужели нельзя было жить без того, чтобы грызться между собой, строить друг другу пакости и козни... Тут так и хочется сказать, на манер кота Леопольда - ребята, давайте жить дружно!
В общем, если судить по данным письмам, за всю жизнь у Раневской оказалось буквально считанное количество близких людей, то есть, тех, которых она любила, уважала, могла терпеть рядом. И в основном это были люди, которых она, так сказать, сама поместила на пьедестал - как обожаемая наставница, некая Павла Леонтьевна (актриса старой русской театральной школы). Ну или Ахматова. Не то чтобы Раневская была с Ахматовой в особо близких отношениях, они вроде бы только во время эвакуации и общались, но, по крайней мере, она ее глубоко уважала и не высказывала в ее адрес ничего ругательного... Всем остальным приходилось с Раневской очень тяжело. Она их постоянно изобличала! И ведь потом, случалось, сама раскаивалась, страдала - а ничего уже не исправить... Как, например, с сестрой Беллой. Тоже потрясающая история, как в кино... Про сестру Беллу с самого начала были упоминания, что вот в семье именно она была красавицей... Потом Белла вместе со всей семьей исчезла в эмиграции. Встретились сестры только уже в старости. Белла даже вернулась из эмиграции в СССР - как я поняла, Раневская тут поспособствовала. И что же? Как пишет сама Раневская, они постоянно скандалили! Все-то ее в сестре раздражало! (жили вместе) И вдруг - Белла умерла (она была чем-то больна). Раневская была потрясена, казнила себя... Но нечего и говорить, что ничего в ее характере и привычках не изменилось... Ну, понятное дело, в таком возрасте уже вряд ли кто меняется.
Я опять же думаю, что причины всего этого можно вывести такие. Раневская с самого начала оказалась в конфликтной ситуации, или как это еще назвать... Она мечтала о театре, у нее действительно был актерский талант... Но она себя видела и ощущала трагической героиней! А в театральной среде ее все же - не знаю уж, что там было в годы юности, когда Раневская, в общем-то, играла в каком-то маленьком театрике, в провинции, то есть, ситуация была экстремальная - все сходу записывали в типажи характерные, комические... Раневская не отказывалась и от этого, пусть характерные и комические, лишь бы театр... Но ее, наверно, в подсознании это все равно все время мучило... Плюс к этому она еще была настроена так, что даже если у нее роль характерная, то пусть все равно это будет высокий шедевр! Что, понятное дело, случалось далеко, далеко не всегда.
И тут второй фактор! Раневская определенно с детства была сильно пострадавшая все от нее же! от Великой Русской Литературы. То есть, для нее вся эта классика, Толстой-Достоевский-Чехов-прочие, находилась где-то в заоблачной выси, ничего кроме она не признавала, да и была не в состоянии понять и оценить... Она не оценила фильм "Подкидыш", который сделал ее знаменитой на всю страну - она, собственно, расценила этот успех как особо злостное издевательство от судьбы! Она не оценила фильм "Небесный тихоход", в котором, оказывается, сыграла крошечную роль, в эвакуации! Я очень люблю этот фильм, но что-то у меня даже не отразилось никак, что там была и Раневская... Хорошо, тут есть комментарии, очень информативные! она, оказывается, играла тут в самом начале врача в госпитале. Пара минут на экране. Ага! в письме Раневская упоминает об этом фильме, что вроде как вообще про него забыла, а тут вот его нашли и отреставрировали, а она об этом узнала случайно, когда столкнулась с какой-то актрисой и та упомянула, что ездила на озвучку. Раневская, в своем духе, заинтересовалась, почему ее не позвали на озвучку... пусть она не полюбила этот фильм и вообще не видела в нем смысла, но порядок есть порядок! и узнала, что режиссер отдал ее роль на озвучку другой актрисе, якобы по причине того, что ему ее голос больше понравился! Раневская по этому поводу высказывалась откровенно и нелицеприятно, надо думать. (А я, подумав, решила, что не исключено, что злосчастный режиссер и прочая съемочная группа просто не захотели лишний раз связываться с Раневской и портить себе нервы - всего из-за пары минут экранного времени! пригласили другую актрису да и ладно )
Вот так вот. Раневская была страшная максималистка во всем, в работе, в отношениях... Фанатичка... Все должно было быть идеально, всегда и везде! Компромиссов никаких быть не может! Какие могут быть компромиссы, когда речь идет о театре! и Великой Русской Литературе! Ну конечно, можно представить, что остальные от такого подхода были далеко не в восторге. Поэтому у Раневской всю жизнь были проблемы с ролями, с занятостью в спектаклях и т.д. Несмотря на весь ее талант. Выглядело это, к примеру, так. Вот некая женщина-режиссер, и даже довольно близкий для Раневской человек - через ту же Павлу Леонтьевну - некто Ирочка. Она ставит пьесу, по Достоевскому, в том числе выделяет роль для Раневской. Раневская тут всегда начинает с того - я преклоняюсь перед режиссерами! потому что сама я не режиссер! у меня нет таких способностей! - пусть так, но это не значит, что спустя некоторое время у Раневской не появится собственное мнение, как надо ставить и играть и все такое. Которое она, конечно, будет открыто высказывать. Результат - недовольный режиссер, недовольные другие актеры, недовольная сама Раневская. Да, наверно, с ней было нелегко работать!
Вот сама себе удивляюсь, что скажу - при всей моей нелюбви к психологам - но в данном конкретном случае, мне кажется, у человека явно были большие проблемы по этой части! И ей бы определенно не помешала помощь психолога, или психоаналитика... или психиатра, в конце концов... Чем вот так всю дорогу мучиться, трепать нервы и себе, и другим... Правда, при характере Раневской и амбициях тут подошел бы разве что сам Зигмунд Фрейд, не иначе. Любого другого она бы довела до нервного срыва.
Ну вот, по любому это было очень интересно - почувствовать дух эпохи, атмосферу тех лет... Прикоснуться к закулисной жизни знаменитых театров, узнать то, что оставалось за кадром... хотя бы частично... Кое-что можно даже сравнить с текущей повесточкой - например, все с тем же движением в современных кинематографических кругах по изобличению харассмента и прочего в том духе, скандал с Вайнштейном... Ну, как здесь можно выяснить, все это было всегда и везде - и во времена Раневской такой же скандал происходил практически со всеми главными режиссерами и прочими начальниками от культуры, которые продвигали своих жен и любовниц. Но не будем углубляться, черт с ним.
Начитавшись писем, я решила поискать фотографии! Я всегда люблю рассматривать фотографии "в молодости" - это как-то особо впечатляет - посмотреть, каким человек был, каким стал... И вот Раневская в молодости - ну странно все же было читать там, где она рассуждает о каких-то ролях для прим, для трагических героинь, тогда как для меня она навсегда осталась в определенном образе. Оказывается, в молодости Раневская имела совсем обычную внешность! В смысле, в гриме и с соответствующей подачей вполне можно рассчитывать на приму, почему нет!
Но все равно мне кажется, что то, что получилось в итоге, после прожитой жизни, выглядит гораздо интереснее!
Еще мне стало очень интересно, остались ли фотографии сестры, той самой Беллы, которая "всегда у нас в семье была красавицей"! И оказалось, что можно найти такие фотографии! Ничего, действительно, очень милая была Белла.
Ну и бонусом я решила еще поискать фотографии Завадского. Так сказать, любимого режиссера Раневской, с которым она вечно грызлась, всячески его изобличала, обзывала бездарью - а он, наверно, тоже как-то отвечал, и в любом случае, обходил с ролями - но все же как-то они все же долгое время совместно работали! то есть, служили в театре. Это меня потянуло, после того как прочитала в одном из уже поздних писем Раневской, что вот Цветаева писала о Завадском... Это меня поразило. Так это что же, что ли один из тех самых сказочных мальчиков Цветаевой? вот взаправду? (Тут бы, конечно, надо посмотреть по письмам, попадается ли он там, но я не знаю, в каком шкафу они лежат! ) Ладно, в любом случае я решила поискать эти фотографии "в молодости" - и нашлись, и ничего себе так этот Завадский выглядел. Даже думаю, что Раневская э... преувеличивала, обвиняя его в бездарности и "симуляции таланта".
Эх. если для Раневской вот это все было бездарностью и так себе, и пустенькими фильмами - что бы она сказала, посмотрев на какого-нибудь супермена в женских трусах и колготках... Все относительно!