Алексей Иванов "Пищеблок". Современная литература. Ну а так типа хоррор. Подвид - детские ужастики.
Сюжет: в общем, все уже знают. Мальчик Валерка Лагунов и юный студент Игорь Корзухин, попавший в вожатые (оба тонко чувствующие!) попадают в пионерский лагерь на Волге и обнаруживают, что там образовалось настоящее вампирское гнездо. Древний вампир подчиняет себе всех, сотворяет себе слуг-подручных,
пиявцев, которые, в свою очередь, тоже всех кусают и пьют кровь, но покусанные пиявцами не становятся сами вампирами, а превращаются в
тушки - кормовую базу. А собранную кровь пиявцы отдают древнему вампиру, после чего сами каким-нибудь образом помирают. Мальчик Валерка и студент Игорь, объединившись, вступают в битву со злом.
Да, это было не очень хорошо с моей стороны... В смысле, автора я знаю, ничего хорошего от него не ожидаю в принципе, он у меня в черном списке. И книжку взяла в библиотеке, заранее зная, что мне от нее будет противно - для исследовательских целей. Ну и... никаких сюрпризов не произошло. Отборная мерзость и антисоветчина, как она есть.
В общем, можно тут выделить три подраздела: антисоветчина, как бы "теплые, ламповые воспоминания о пионерском детстве, поностальгировать" и чисто сама история с вампирами и борьбой с ними.
Антисоветчина: ну а чего еще было ожидать от автора, как не обслуживания господствующей в культуре повесточки... Так что она тут везде, на каждом шагу, весь текст просто пропитан антисоветчиной... Начиная от основной сюжетной идеи, что СССР - это система, наиболее подходящая для вампиров, вся советская культура построена на воспевании смерти и крови (для чего в эпиграфах автор приводит цитаты из культовых советских произведений), советские символы защищают вампиров, поэтому они могут спокойно ходить на солнце, все такое. В принципе, автор мог бы поместить свою историю о вампирах и в современность, это ж было бы и ближе современным подросткам, для кого - судя по построению сюжета и по языку - и предназначена история? Но ему понадобилось именно, чтобы все происходило в СССР, да еще с конкретной привязкой - 1980, Олимпиада. Зачем бы? Лично я вижу только одну причину - чтобы лишний раз облить помоями СССР и его культуру. В этот раз автор еще добрался и до олимпиады. Ну да, олимпиада-80 - это же был такой праздник для всех, как не нагадить.
читать дальшеПомимо того автор еще вбивает в сознание своих читателей тезисы: коллектив - это жутко, это страшно, в СССР призывали к коллективизму, какой кошмар, там всех оболванивали, заставляли ходить строем, кругом было вранье, все было отвратительной ложью, подделкой, вранье, вранье... И особенно тяжело было в этой кошмарной адской системе тонко чувствующим интеллигентам, которые органически не могли ходить строем и вливаться в коллектив, которые хотели свободы... и т.д.
Я слегка заглянула в отзывы на LiveLib, была удивлена, какое количество читателей написали, что "нет, вовсе тут нет антисоветчины, наоборот, автор пишет с теплым чувством..." Поразмыслив, я решила, что люди просто изначально находятся глубоко в антисоветской картине мира, так что для них это все представляется "теплым ламповым" и "антисоветчины тут нет". Еще поразмыслив, я вспомнила, что какое-то время назад я тоже читала вот у Олди про вампиров... и они там вот тоже сочинили, что христианство - это религия вампиров, вот же там прихожанам предлагают пить кровь бога и т.д. И мне это показалось прикольно и остроумно. Вот. Ну, я же не религиозный человек... А сейчас, глядя на все на это, задумалась - а может, человек религиозный, искренне и глубоко верующий, в этих сочинениях Олди не нашел бы ничего прикольного и остроумного, может, тоже ему бы было неприятно. В общем, решила, к прочтению Олди подходить в этом плане с особой внимательностью. (я так-то давно собираюсь, читать Олди, в смысле... )
Далее, что касается "теплых ламповых воспоминаний о пионерском детстве". Могу я об этом судить? Как человек, лично побывавший в пионерлагере аж на двух сменах в виде пионера - ну, пусть не в 1980, тогда я точно олимпиаду смотрела дома по телевизору... Ну, значит, в 1978 и 1979. Разницы все равно никакой - не зря же был застой, ничего не менялось в жизни, то есть. И еще затем две смены в виде воспитателя на практике в пединституте, спустя десять лет, ага. (там по-прежнему ничего не поменялось за это время) Ну, так достоверно ли автор отобразил реалии пионерского лагеря в ту эпоху? Да не то чтобы совсем...
Блатного духа, старательно отображенного автором, не было - уж не в советские времена. Вот позднее, в 90-е, 2000-е - может быть, тогда же захлестнула эта уголовная волна... Железный распорядок дня, когда все дети заняты с утра до вечера то там, то здесь, и вожатые за ними бегают и следят, чтобы все ходили строем и находились под присмотром - ну, это чушь. Да, был какой-то общий режим дня: подъем, зарядка-умывание-уборка-построение, завтра-обед-ужин, тихий час, отбой - это да, это соблюдалось. В остальном - да занимайтесь себе, чем хотите. Хотите кружки - ну, идите в кружки, какие есть. Или просто бегайте играйте. Чтобы собирали судилища и разбирали каких-то детей, что они отбились от коллектива и давайте сейчас каждый скажет, почему этот мальчик плохой, и вот он наказан, так что должен сейчас все время ходить с коллективом - голимые бредни. Это автор тут преследует свои цели - обгадить все советское. Да боже мой, в 80-е это уже была такая добродушная и раздолбайская система, никому ничего было не надо... И чтобы кого-то там принуждали "быть с коллективом" - да прямо... А описанные автором кружки - рисование, где типа детям указывают, что им можно рисовать, что нельзя... Серьезно? Да все были просто счастливы, если ребенок просто захочет вообще сидеть рисовать - да рисуй ты, что хочешь (ну, понятное дело, не людоедское что-нибудь)... А чтобы как вот тут - дети хотят рисовать кошечек и собачек, а им запрещают и требуют перерисовывать карикатуры из "Крокодила"... (???) Ну бред же...
К слову сказать, да, прекрасно помню, что в пионерском лагере в каждом отряде были вожатый и воспитатель. Автор этот момент не отражает. Про тихий час тоже ничего не пишет. Про отбой - это я помню по институтским сменам - нужно было уложить детей спать, укладывались они плохо, так что просто заведено было, что вожатый и воспитатель с ними еще должны сидеть, как правило это выливалось в чтение/рассказывание на ночь каких-нибудь сказок и историй. Попробуй не расскажи, ага. И вообще, настоятельно рекомендовалось еще потом осторожно походить, проверить - уснули уже дети или как. И только после этого вожатые и воспитатели могли убраться и получить себе свое личное время. А тут у автора - объявили отбой - и дети предоставлены сами себе, а вожатые типа ушли к себе и все. Бредни.
Автор тут расписывал как ужасы советской пионерской жизни, что дети должны каждое утро делать уборку, "которая всем давно надоела". Ах. Не вижу ничего ужасного... Так-то это один из принципов советской пионерской жизни. А вот что автор не пишет, так это реальный ужас, который не любили абсолютно все - дети, вожатые... Дежурство по лагерю. Особенно в столовой - накрыть столы, потом убрать это все, и так целый день... А у автора об этом ничего. Странно.
Короче говоря, мне вообще показалось, что вся "теплая ламповость" выразилась в том, что автор залез на какие-то сайты что ли с пионерскими всякими штучками (речевки, девизы), с детским фольклором (страшилки, ужастики, обзывалки), с девчоночьими песенниками и дневниками - и густо все это сюда навалил, просто без ума и без памяти... Вот реально перебор. Здесь иногда просто подряд только этим персонажи и объясняются друг с другом... Выглядит неестественно.
Ах да, еще меня страшно бесили все время используемые автором словечки - дэбилы и пацы. Ну какие нафиг дЭбилы... А пацы - это по автору такое сокращение от "пацаны". В жизни такого не слышала. Пацы... Насколько я помню из тех времен - как бы общеупотребительное было "мальчики, ребята, мальчишки" и т.д. В противовес этому в низовой такой среде выработалось суровое - "пацаны". (Потом еще фильм такой нарочно вызывающий сняли, "Пацаны", Приемыхов, что ли - ну, чтобы обратить внимание на проблему). Но чтобы его еще сокращать до "пацы"... ну, не знаю. Прямо подозреваю, что автор это придумал.
Ну и - вампирская история. История как история. Сама по себе. Автор нарочито это все писал в духе детского ужастика, то есть, логика соответствующая, обоснуй такой себе... Но даже с учетом этого временами все-таки происходящее выглядело довольно таки притянутым за уши. Как, например, в начале было сказано, что Валерка себе сделал над кроватью домик, поэтому вампиры к нему не могли туда проникнуть и покусать его, в смысле, ночью, а днем они и так никого не кусали. И вот все они ходили и просили впустить, а Валерка не впускал. Ну а к финалу автор уже выдает, что Валерка с Игорем вынуждены были прятаться от вампиров на кухне - то есть, в пищеблоке (автор вообще полюбил слово "пищеблок" и только его и использовал, кухня, столовка - это его не устраивало). С какой стати, не совсем понятно. Или там - девушка Вероника, любовница Игоря, была покусана вампиром и сама стала вампиршей, то есть, пиявцем, и она вот картинно ночью полезла к Игорю в окно спальни (на втором этаже, ага - кстати, почему ей нельзя было спокойно подняться по лестнице?) и требовала впустить - ну чтобы покусать, ясное дело. А Игорь не впускал. Хорошо, но до этого они спокойно сидели наедине в беседке - почему Вероника там не могла его покусать - лично я не поняла. Или, скажем, почему древний вампир не мог покусать Валерку, когда они вечером вдвоем вышли после просмотра телевизора. Да хоть и Игоря тоже, тот же с ним рядом сидел... Ну, в общем, с учетом общего бредового духа, так, я думаю, бессмысленно до этого и докапываться.
Хотя, вообще-то, вот просматривая цитаты... думаю, а может, это автор опять же подводил к своему тезису? Что советские люди - проклятые совки - характеризовались тем, что всегда подсознательно нуждались в хозяине, без хозяина им было плохо и все такое, поэтому они так легко попадали вампирам в слуги и кормовой скот,подчинялись им. А тонко чувствующие интеллигенты Валерка и Игорь - они были не такие, они были внутренне свободны! Поэтому не нуждались в хозяине и вампир их так легко не мог подчинить! Но антисоветчины здесь никакой нет, да вы что, ага.
Не могу не отметить, что так-то, по идее, это все основано на уже, так сказать, раскрученных образах. Сама эта идея с детским лагерем, где обосновались вампиры и там себе питаются - это еще Лукьяненко с Васильевым писали в своих людоедских дозорах. Кстати, эта сцена, когда Вероника специально перед Игорем голая купается - тоже оттуда практически целиком взята. Великий борец со злом Валерка в разбитых очках - ну, я вас умоляю... Без Гарри Поттера мы сейчас никуда... Мне еще смутно почему-то ощущается, что тут веет слегка чем-то таким... в духе старого американского боевика, тоже про детей, которые пытались изобличить и побороть замаскировавшегося вампира - Lost Boys. А, да - бродящая по лагерю гипсовая статуя пионерки - ну, "Триллер" же Майкла Джексона... (мне было бы очень горько и больно, если бы тут обнаружилось что-то от славной Баффи или от Лорел Гамильтон, но ничего такого здесь нет, что ли автор про них не в курсе? или они просто уже не в тренде? )
А в финале автор решил посоревноваться с Лукьяненко и Васильевым по части людоедства - и лихо изобразил, что борьба со злом вообще бессмысленна! и те, кто борется/пытается бороться со злом сами в итоге становятся злом! без вариантов! Так что лучше оставить зло в покое, пусть себе занимается людоедством, надо просто быть внутренне свободным и тонко чувствовать, и все с тобой будет хорошо! видимо так. Потому что мальчик Валерка, чтобы победить древнего вампира, сам должен стать вампиром в свою очередь, тогда он сможет этого древнего вампира убить. Ну а далее, видимо, будет новый круг, и древним вампиром станет уже Валерка. Автор еще это связал с олимпиадой и прикрутил момент, когда древний вампир идет и самозажигается в сложенном пионерском костре и там сгорает, а пионеры радостно пляшут вокруг этого костра, а в это время по телевизору идет закрытие олимпиады и олимпийский мишка улетает в лес, а Лещенко с кем-то там, не помню, зловеще поют "до свиданья, до новых встреч!" - это, значит, уже с переродившимся Валеркой. Очень остроумно. Вся редакция Елены Шубиной, наверно, была в восторге.