В ответе за город.
Ю.Гетлинг «Летом 1930 года».
«Поезд прибыл в Тагил ночью. Десятка полтора извозчиков наперебой кричали: «Отвезу на Гальянку за семь гривен! Вам на Выю надо? Полтинник!» Бревенчатый город был погружен во тьму. Ухабистые улицы были пустынны.
На другой день на металлургическом заводе, куда я заглянул, бросилась в глаза устаревшая техника. На колошник крошечной домны материалы завозились лошадьми, клети приводились в действие напором воды.
Площадь в этот день была многолюдна. У массивного здания окрисполкома, где раньше размещалась канцелярия управителя демидовскими заводами, стояла изрядная толпа. Вдруг в середине толпы что-то затрещало, зафыркало, и от здания отъехала, окутанная густыми клубами дыма, какая-то причудливая колымага, нечто среднее между первобытным автомобилем и современной крестьянской телегой. Народ шарахнулся в стороны. Подымая столбы густой пыли, колымага, сопровождаемая ребятишками, торжественно заковыляла по Салдинской улице. Прохожие останавливались и с любопытством смотрели на «чудо ХХ века».
Это был первый автомобиль на улицах Тагила. Его изобрел тагильский самоучка Вася Мазин. Свою машину он любовно называл «Мерседесом». «Мерседес», с трудом подпрыгивая на камнях, едва дотянул до кинотеатра «Искра» и здесь остановился. Все попытки Васи Мазина завести мотор не увенчались успехом. Поздно вечером можно было видеть, как водовоз дядя Кузьма на паре лошадей вез злополучный «Мерседес» обратно в сарай исполкома».
читать дальше