Софья Уранова "Четыре года в шинели". Дневники, рабочие записи. Советское.
Копаясь в электронном каталоге библиотеки, я случайно вызвала подборку книг на "дневники, записки". (так мне везет далеко не всегда ) Вот там среди прочего была указана и эта книжка - я все добросовестно занесла себе в список. И вот добралась. Она маленькая. Книжка меня здорово удивила... Ну, то есть, по смутным указаниям я уловила, что это "фронтовой дневник художницы", Великая отечественная, понятное дело... Я и решила, что эта женщина - художница - была в числе каких-нибудь фронтовых корреспондентов, как это обычно и случалось с нашими известными деятелями из числа творческой интеллигенции. Но оказалось, что ничего подобного...
Как она сама пишет во вступительной части - весной 1941 года она занималась работой в Карелии - по местам только что прошедшей финской войны. Вот ей обязательно нужно там было лично все посетить и обойти, чтобы писать свою картину. В начале июня 1941 ей прислали письмо, что ее ждут там и все подготовили для ее работы. И она начала готовиться к очередной поездке в Карелию. И только каким-то чудом она там не оказалась - как тут она пишет, 21 июня закончила собирать вещи, а 22 июня объявили о начале войны. Она тут же начинает обивать пороги военкоматов, потому что - ну, все то же самое... Когда происходят такие события в жизни страны и народа, то ее долг, как художника, это все запечатлеть, а для этого она должна быть прямо там! Должна все увидеть своими глазами, сама все прочувствовать... Это поразительно. Да уж... к сожалению, в наше время, я думаю, такой подход большинству уже начисто непонятен. Когда ставшие уже общепризнанным мемом условные "девочки-дизайнеры" не видят никаких проблем не просто использовать чьи-то чужие работы - фотографии, рисунки и прочее - но и даже не парятся с атрибуцией - кажется, так же это называется? читать дальше