К.Гиффорд. Мозголомки.
«Если вкратце, ваш мозг – это ваша няня, ваш телохранитель, руководитель и секретарь в одном лице».
***
«Ваша нервная система не ленится. Сигналы, передаваемые нейронами, могут проноситься по вашему телу на высокой скорости, до 480 км/ч – быстрее, чем болиды Формулы-1!»
***
«Ваше лицо – это картина. С его помощью вы сообщаете о своих чувствах, демонстрируете реакцию на сказанное кем-то».
***
«Если ваш мозг решает, что информация из кратковременной памяти важна для вас, он перекодирует ее. Это значит, что информация преобразуется для хранения в долговременной памяти. Позже сохраненная информация может быть оттуда извлечена. Насколько нам известно, долговременная память способна хранить неограниченное количество информации на протяжении всей жизни человека. Хотя порой извлечь эту информацию бывает непросто, а то и вовсе невозможно».
читать дальшеО.Памук. Имя мне – Красный.
«У меня вдруг возникло предчувствие, что я вижу великого мастера последний раз в жизни… и я задал ему вопрос:
- Осман-эфенди, учитель, скажите, что отличает великого художника от заурядного?
Я думал, что мастер Осман, привыкший к такого рода льстивым вопросам, даст какой-нибудь пустой ответ, только чтобы отвязаться от меня и в тот же миг забыть о моем существовании. Но он ответил серьезно:
- Нет какого-то одного мерила, которое позволило бы отличить подлинного художника от того, у которого нет ни таланта, ни веры. Времена меняются. Теперь, когда нашему искусству грозит опасность, важно знать, каких нравственных установлений придерживается художник и на что направлен его талант. Если бы я хотел узнать, что представляет собой молодой мастер, я задал бы ему три вопроса. Не хочет ли он, следуя новому поветрию и подпав под влияние китайцев и европейцев, обрести свой собственный стиль? Не желает ли выработать манеру, которая отличала бы его от других художников, а чтобы его работы было легче узнавать, не пытается ли ставить на них свою подпись, как то делают европейцы? Это мой первый вопрос – о стиле и подписи.
Далее я захотел бы узнать, как этот художник относится к тому, что после смерти шахов и султанов, наших заказчиков, созданные нами книги, бывает, раздергивают на страницы и наши рисунки используют потом для других книг, в другие времена? Тут хоть огорчайся, хоть радуйся – ничего с этим не поделаешь. Поэтому я спросил бы художника о времени. О времени рисунка и времени Аллаха.
- Каков же третий вопрос?
- Третий вопрос – о слепоте.
- О слепоте? – смущенно переспросил я.
- Слепота безмолвна. Если ты объединишь первые два моих вопроса, возникнет вопрос о слепоте. По-настоящему глубоко познать, что значит быть художником, можно только тогда, когда увидишь явившееся в дарованной Аллахом тьме».