Вообще - возвращаясь все к той же теме - мне тут недавно пришла такая мысль... Как водится, во время прослушивания проигрывателя, который у меня просто настроен на советскую музыку. И вот, значит, играет он что-то по случайному выбору... типа кого-то из бардов...А я на автомате - под влиянием текущих реалий - размышляю, что вот, про кого-то сейчас ясно, а про кого-то неясно - как они бы себя повели и в каком лагере оказались, вон поют себе в своих 70-х-80-х и черт их знает, какие фиги держат в карманах и т.д.
Ну вот, а потом неожиданно и приходит эта мысль.

Да чушь это все. Не было никаких фиг в карманах. Можно слушать совершенно спокойно свою любимую музыку детства - смотреть фильмы - читать книги - они уже были, они состоялись... Они остались там, в том самом времени, все что сейчас вокруг них происходит - это сегодняшняя копоть информационной войны.
Какие фиги в карманах... Это все были обычные советские люди, хорошие и нормальные. Они писали песни и книги, снимали фильмы - имея в виду именно то, что имели, и это там и есть, а больше ничего. Уверена, что если тому же Рязанову - да хоть бы и Окуджаве - в 70-каком-то году кто-то бы сказал, что он станет врагом своей страны и будет ее проклинать и мазать грязью - они бы долго и громко кричали и ругались. И ни за что бы не поверили, что с ними такое произойдет.
И все остальные так же. Если не брать в расчет совсем уж конченных выродков, типа Аксенова или там Бродского - все они были обычные хорошие советские люди, и им было хорошо жить именно там, в СССР.
А все эти рассуждения про фиги в карманах - это конструирование задним числом и натягивание совы на глобус - и на самом деле оно означает одно - "мы бы должны были по правде честно сказать, что мы оказались слишком слабыми и глупыми, чтобы сохранить свои собственные взгляды, потому что как еще можно объяснить, что мы всю жизнь вдохновенно говорили одно, а потом вдруг по чьей-то отмашке с готовностью перестроились и стали говорить прямо противоположное, а потому что оказалось, что нам совершенно все равно, что говорить, лишь бы за это хорошо платили - но мы же понимаем, как отвратно это все звучит, и нам честно самим от этого стыдно, где-то в глубине души, поэтому, чтобы оправдаться, мы лучше скажем, что мы с самого начала так чувствовали, а раньше говорили другое, потому что нас заставляли! а мы сопротивлялись и наоборот тихо смеялись и пакостили!"
Только это оно и значит, и больше ничего.