Оборона Ленинграда.
П.М.Токсубаев, начальник Управления Ленмостстроя: «В октябре 1941г. нашему батальону было поручено убрать коней с Аничкова моста и сохранить их от разрушения немецкими снарядами и авиабомбами. Скульптор, вероятно, не представлял, что его коней когда-либо придется стаскивать с места и хоронить как покойников в огромных ямах в Саду пионеров. «Похороны» были весьма трудными. Нужно было сделать надежные леса и подмостки, установить мощные лебедки, натянуть длинные стальные тросы, приподнять коней, поставить на крепкие салазки и протащить эти почти 500-пудовые фигуры к месту погребения, в Сад пионеров.
В саду, в стороне от пешеходных дорожек, были вырыты ямы глубиной в 3м. В них были опущены кони, предварительно смазанные от окисления тавотом, обернутые бумагой, затем зашитые в деревянный каркас и просыпанные песком. Холмы были тщательно обработаны: засеяны травой и засажены цветами. Редко кому могло прийти в голову, что здесь сохраняются фигуры коней с Аничкова моста.
читать дальшеЭти «похороны» были сделаны своевременно: в мае 1942г. снаряд упал в 5м от моста. В ночь на 6 ноября 1942г. авиабомба упала в мост около тротуара. Взрывная волна, как гигантской метлой, смела более 30м чугунной решетки и тумбы с моста в Фонтанку. От решетки не осталось и следа. Разбитые в мельчайшие куски трезубцы и русалки остались в Фонтанке. Осколками бомб изуродовало гранитные пьедесталы коней. В них образовались ямы до 15см. В радиусе до 200м от моста перебиты стекла. Оборваны были все трамвайные и осветительные провода. Если бы кони остались на мосту, то обратились бы в бесформенную массу бронзового лома. Трамвайное движение на мосту было восстановлено на следующий день. В данное время чугунные решетки художественного литья и тумбы отливаются заводом Лентрублит».
Н.Кузьмина. Наследница драконов. Добыча.
«Натанцевавшись и насмеявшись, вернулась к себе. Нужно было разобрать учебники, выданные перед прошлым семестром – новых книг нам не дадут, пока не вернем в библиотеку те, что брали раньше. Эх-х… Надо было сообразить и сдать сразу, как закрыли сессию. Гм-м… Еще бы понять, сколько их было? И куда мы их дели? Начались поиски, плавно перетекающие из Ларрана в Галарэн и обратно… «Органическая химия» обнаружилась на умывальнике в ванной – как она туда попала? А-а… я ж читала, пока плавала, вечером перед экзаменом! А куда я дела «Основы магии»? Под кроватью нет. В кабинете отца тоже. Может, в тайнике в Саду Королевы?
После часа поисков выяснилось, что интересную книжку взял почитать Эмит. А что еще позаимствовали без спросу эти умники? Хорошо, что додумалась спросить – сразу нашлось еще три учебника! Ар, глядя на отметки библиотекарей, рассортировал собранное мной по двум кучам. Помнится, моя кипа изначально была больше. Так почему сейчас она меньше? Где бы еще поискать… Сообразила – на балдахине над кроватью! Я иногда любила там валяться на животе с книгой в руках. Удобно и снизу не видно… Идея оказалась здравой – к моей стопке добавились целых четыре книжки.
- Так, - прокомментировал происходящее Ар. – Когда получим книги, на каждую поставим номер и маячок. И напишем каталог, чтобы знать в случае чего, какая именно потерялась.
Я покаянно кивнула головой».