Оборона Ленинграда.
Л.П.Галько, инструктор парткома Кировского завода: «На заводе зарегистрировано 50 случаев заболевания цингой, но никаких лекарств нет. Сегодня было внеочередное заседание парткома по этому вопросу. Вынесено решение: на грузовиках привозить из-за города хвою, выпаривать ее и таким образом добывать витамин С, единственное средство от лечения цинги».
«По всей улице Калинина (ранее перенаселенной) теперь можно ходить по лестницам и искать в пустых квартирах отдельных жильцов. На всей улице, я полагаю, не найдется и тысячи человек».
«В заводском клубе сделал доклад руководитель партизанского движения т.Никитин. Он сообщил о том, что в пригородных районах вплоть до Луги посевов нет, все трудоспособное население фашисты угнали в Германию, а стариков, женщин и детей истребили. Вообще деревни, насчитывающие 10-12 домов, немцы сжигают, а жителей истребляют. Делают они это потому, чтоб в маленьких деревнях не держать своих гарнизонов, а то к крестьянам будут приходить партизаны».
«Снаряд попал в подвал, где отдыхают (и живут) стрелки ВОХР. В результате одна комната целиком разрушена, и вторая – частично. Там погибли прекрасные патриоты родины, много ранено. По распоряжению с КП к месту катастрофы через 4 минуты выехало звено медико-санитарной команды, в составе тт.Огарковой, Федоровой, Петровой, Козловой и шофера Нисневич. Они ехали под непрекращающимся артобстрелом. В помещении, где раздавались крики о помощи и стоны, была абсолютная темнота, свет был поврежден. Сандружинницы с фонариками отыскивали пострадавших и на одеялах, пальто (на носилках выносить было нельзя, проход был загроможден) выносили пострадавших. Затем прибыло еще два звена МСК. Только два шофера из автотранспортного цеха, посланные с машинами эвакуировать раненых из зоны обстрела, проявили трусость, они на машинах укрылись от артобстрела и не вывезли ни одного пострадавшего».
читать дальше
«На днях услышал, как наши рабочие называют трамвай, идущий от Нарвских ворот к заводу, «неустрашимый». И действительно, этот трамвай подвозит все время рабочих к заводу. Десятки раз враг обстреливал район прохождения трамвая. Столько же раз осколками вражеских снарядов рвало провода, а трамвай все продолжает ходить. У меня возникла мысль побеседовать с вагоновожатой, так как она с первых дней работает на «неустрашимом».
А.Ф.Соколов, технолог, начальник цеха на Металлическом заводе: «Заболевших и обессилевших от голода токарей, фрезеровщиков заменили у станков инженеры разных отделов. А обстановка требовала все большей затраты сил, так как выбывающих из строя товарищей заменить было некому. По разверстке директор завода посылал 30 человек в смену только на погрузку и выгрузку топлива для электростанции. Кроме того, приходилось самим зашивать крышу после вражеских обстрелов. Счастье было, что материал, который использовался для этой цели – толь, был в большом количестве на заводе. У нас дело было поставлено так, что за каждый свой участок отвечал мастер, и если у него на участке происходило разрушение, то он обязан был своими силами в любое время устранить повреждение. В самое тяжелое время весь руководящий состав по распоряжению директора завода жил на заводе. Было также организовано общежитие в цехе для 120 человек».
«Январь 1942г. был самый тяжелый. Люди продолжали работать в замороженном цехе главным образом на уборке и консервации оборудования, на уборке территории завода, небольшая группа собирала новый танк №3. Сборка производилась в комнатушках, при камельковом отоплении. Но были и такие случаи, когда ночью директор завода по диспетчерскому телефону требовал выслать весь наличный состав цеховых рабочих для спасения электростанции от замерзания. В таких случаях, как правило, по всей территории завода собиралось топливо и вручную (в ведрах, корзинах) доставлялось на электростанцию. В поисках топлива дано было распоряжение изъять в цехах все ящики, верстаки, все, что было из дерева. На работу в это время выходило около 225 человек, остальные были или больные, или умерли от голода».
«25 января 1942г. меня вызвал директор завода и сказал, что имеется распоряжение Военного совета Ленфронта отправить с завода две бригады для переправки танков через Ладожское озеро на Волховский фронт и для ремонта танков КВ на фронте. 28 января и 2 февраля были отправлены одна за другой две бригады, общей численностью 54 человека, взятые из различных цехов. Физическое состояние людей было настолько плохое, что трое из них умерли в дороге, не доехав к месту назначения».
А.И.Шпак, начальник Ленинградского управления Главнефтеснаба: «Мы должны были заниматься вопросами сохранения нефтепродуктов, находившихся на нефтебазах в нашей области, которая постепенно втягивалась в прифронтовую полосу. Директива была такова: нефтепродукты не оставлять, нефтехозяйство тоже не оставлять. Директора нефтебаз так и поступали. Когда противник приближался и нависала угроза оккупации, директора баз все нефтепродукты сразу реализовывали, не считаясь ни с фондами, ни с лимитами, выдавая их главным образом воинским частям. Затем директора занимались отгрузкой. Если представлялась возможность взять несколько цистерн, то их наливали и отправляли в Ленинград. В случае невозможности это сделать они уничтожались. Так поступили в Новгороде, где подожгли базу, она сгорела. Точных данных о том, сколько погибло или уничтожено нефтепродуктов на территории до занятия ее врагом, нет, но во всяком случае немного. Ведь завоза туда не было, мы ничего не посылали, а потребление было большое, так что оставались там небольшие количества».
С.В.Усов, главный инженер Ленэнерго: «17 марта 1942г. вступил в строй 3-й котел на 5-й ГЭС, что позволило нам сказать, что мы готовы принять нагрузку в виде пуска трамваев. Трамвай был пущен 15 апреля 1942г. Этот котел был разобран, подготовлен к эвакуации. Снят был экономайзер, подогреватели. Все это заново подняли, соорудили каркас. Обычно на монтаж такого котла выходит 200-300 человек и монтаж производится 3-4 месяца. Здесь же работа производилась с ноября 1941г. и закончилась 17 марта 1942г. Пропущено было через эту работу колоссальное количество людей. Люди приходят, проработают 3-4 дня и умирают или заболевают. Работали там почти все ленинградцы, все организации, вплоть до артистов Мариинского театра. Работали машинистки и шоколадницы – работали все. В общей сложности прошло около 3,5 тыс.людей».
В.А.Мануйлов, начальник энергосилового цеха Балтийского завода: «До октября 1941г. мы получали электроэнергию от Ленэнерго, а затем подача электроэнергии была прекращена из-за отсутствия топлива на электростанциях. За два дня до начала войны пришел к нам из Германии 400-тонный плавучий кран «Демаг», который мы получили по торговому договору с немцами. Подъемная часть крана не была закончена, так как не была поставлена стрела. Внутри крана смонтирована мощная электростанция, с тремя дизель-генераторами. В первые дни войны кран демонтировали и законсервировали. Я и главный энергетик завода т.Балабанов предложили использовать электростанцию «Демага» в качестве резервной блок-станции завода. За две недели мы восстановили электрооборудование крана и смонтировали на палубе его высоковольтную подстанцию. Кроме того нам сообщили, что к Балтийскому заводу подойдет турбоэлектроход – трансатлантический пассажирский корабль, и сказали, что мы можем временно использовать электростанцию этого корабля также для нужд завода».
«У 32-го цеха в сарае, под лестницей, был устроен морг. Туда складывали трупы умерших на заводе людей. А какие слабые люди были! В глазных впадинах из глубины виден только странный блеск, почерневшее лицо умирающего человека, который буквально через несколько часов становится трупом…»
«16 тонн трансформаторного масла хватило нам на 15 дней, и это нас спасло. Но сколько труда было с этим маслом! Звонят мне ночью – нет топлива. Начинаю поднимать людей. Люди хоть и не спят, но от голода находятся в полузабытье. И вот измученные люди идут ночью в метель на блок-станцию за трансформаторным маслом. Бочка имеет весь 250кг. Беремся шесть человек катить такую бочку и не можем – нет сил. Все же с колоссальным трудом закатим ее на санки. А дальше? «Демаг» находится в полутора километрах от нас. Везем. Ночь, где-нибудь завалимся. Опять поднимаем. Подвозим к «Демагу». Его борт выше, чем берег, нужно бочку поднимать на сходни. Делаем и это. Масло привозим. Далее масло надо подогревать. При низкой температуре оно имеет большую вязкость. Делаем все необходимое, и станция продолжает работать».
«Как-то в декабре 1941г. не вышла смена дежурному дизелисту на «Демаге» т.Васильеву, так как его сменщик был настолько слаб, что не мог прийти на завод. Когда т.Васильеву сказали, что смены не будет и что нужно еще работать 12 часов, он сказал: «Буду стоять». И так он простоял на дежурстве до вечера, т.е. обслуживая целые сутки дизель-генераторы. После суток работы он не мог уже идти домой. Зашел в котельную, забрался на котел, полежал и через пять часов умер…»
П.М.Токсубаев, начальник Управления Ленмостстроя: «Приятно было смотреть, когда автотранспорт и танки без всякого ограничения проходили на фронт для выполнения боевых заданий по месту бывшей аварии от взрыва 250кг немецкой бомбы».
«Монастырский мост. В воскресенье 21 марта 1943г. авиабомба весом в 250кг пробила железобетонное полотно моста. Площадь дыры на мосту была 8 кв.м. На мосту стоял разбитый трамвай с человеческими жертвами. Под мостом лежал убитый красноармеец из охраны. Вокруг моста разрушенные склады. Две бомбы упали в могилы на Александро-Невском кладбище, лежали выброшенные цинковые гробы. Одна бомба упала рядом с мостом. Восстановительные работы были закончены к 6 часам вечера 21 марта. Трамвайное и автотранспортное движение было открыто на мосту без всякого ограничения».
Н.А.Рахмалев, директор молочного завода: «По указанию горкома партии был поставлен вопрос о получении молока из сои. В Ленинграде транзитом из Монголии в Германию осталось сои порядка 6 тысяч тонн».
Н.П.Федотов, заведующий производством фабрики-кухни Володарского района: «В декабре 1941г. и нам стало сильно заметно, что продуктов нет; осталась одна продукция – рожь, промокшая, с запахом, промерзшая. Мы ее оттаивали, промывали, перемалывали на мясорубке, делали из нее крупу и этим кормили людей. В то время давали только один суп, второго не было».
«В конце декабря 1941г. постигло нас новое бедствие: замерз водопровод. Два дня кухня не работала. Мы обслуживали только команды МПВО, ремесленников, так как сразу организовать подноску воды было трудно. Холод был ужасный, запаса дров не было. Стекла были выбиты: пока подвозили воду, она сразу же замерзала. Огромные груды льды были у нас в цехах, и так лед стоял у нас до мая 1942г. Подвозка воды была организована самым примитивным образом: на санки ставились бочки, бидоны, и люди возили воду из Невы».
С.А.Иофинов, офицер штаба автотранспортной бригады: «Состояние льда было чрезвычайно неустойчивым, во многих местах лед проваливался, и по несколько раз в день приходилось менять направление трассы, а иногда даже временно прекращать движение. В первые дни работы шоферы снимали дверцы с кабин автомобилей, чтобы в случае проваливания машины легче было выскочить на лед».
«Затемнение фар (а оно было обязательно) при огромном круглосуточном потоке автомашин, резко снижало скорость движения автомашин, увеличивало количество аварий и уменьшало оборачиваемость машин. Имея это в виду, было принято рискованное решение. Была отменена светомаскировка автомашин при движении по ледовой трассе, и только при выходе на берег и особенно при подъезде к складам соблюдение светомаскировки было обязательным. На ледовой трассе машины шли с полным светом. Бывало, выйдешь ночью на берег около Вагановского спуска – сплошная цепочка огоньков, светло, как на Невском проспекте в довоенное время».
«Наиболее опасным был участок «9-й километр» (при счете от западного берега). Здесь, как правило, происходили сдвижки льда и все время приходилось наводить мостки для автомашин. Немцы же, обстреливая участок, разрушали мостки и повреждали автомашины, накапливающиеся здесь. Шоферы всегда считали: «проскочить девятый километр, а дальше уже почти безопасно».
Л.А.Левин, начальник эвакопункта Ваганово-Борисова Грива: «С первых же дней эвакуации у нас начало накапливаться по одному-два ребенка, оставленных родителями по причине их смерти или просто брошенных ими. К первым числам февраля 1942г. у нас таких беспризорных ребят накопилось 25 человек, и мы не знали, что с ними делать. Держали их у себя, не зная, куда передать. Затем было принято решение отправить их на ту сторону, через Ладожское озеро. Для этого мы собрали для них одежду, одели потеплее, прикомандировали к ним врача, сестру и двоих дружинниц, отправили этих ребят в Вологду. Все это заставило нас организовать детский приемник, для чего мы запросили в роно специалистов по этому делу».
Л.Н.Левитская, председатель горкома Красного Креста: «Нужно также сказать о Стасюк, работнице Ижорского завода. Это миниатюрная девушка, хроменькая. Ее не хотели даже принимать в дружинницы, после настойчивых просьб приняли в связисты на телефон. Затем каким-то образом она попала на оборонительные рубежи. Работала она там довольно долго, причем говорили, что она имела особую способность укрываться в любой яме. Сидит и смотрит, как только упал кто, она из ямки выползает, подбирает раненого, тащит в свою ямку, там ждет, когда затихнет обстрел, и после транспортирует его дальше. А один раз ей пришлось даже выступить в бою – она повела за собой небольшое подразделение и сама погибла… Посмертно награждена орденом Ленина».
«Основным местом, куда посылались наши девушки, была Александро-Невская лавра – центральная сортировка, где работало одновременно 450 дружинниц».
«Мы стали получать сигналы, что у булочных падают люди и замерзают. Мы немедленно дали команду организовать патрулирование дружинниц по улицам. Пошли наши дружинницы с носилками и стали подбирать упавших, доставлять их в больницы. Тут встретилась новая трудность: больницы наполнились, носить людей стало некуда. Кроме того, люди были настолько слабы, что не успевали их доставить в приемный покой, как они там умирали».
Е.Н.Бумейстер, инструктор райкома партии: «Мы посылали в армию делегации со специальными заданиями. Надо сказать, что желающих поехать в составе делегаций было очень много, но невозможно было всех направлять. Товарищи хотели попасть на передовые. Приходилось иногда посылать и в части, расположенные в городе. Делегаты были очень огорчены, когда их посылали в воинские части в черте города и говорили: «Почему вы не можете меня послать пороху понюхать». Приходилось говорить: «Стань на улице на углу и нюхай порох. Фронт в городе, ехать некуда».
А.П.Гришкевич, заведующий Ленинградским отделением газеты «Труд»: «Первой приехала в Ленинград делегация из Карело-Финской ССР. Они приехали в январе 1942г. и привезли подарки ленинградцам, в числе которых было 150-300 живых оленей. Следующая делегация приехала из Киргизской ССР, в феврале 1942г. Делегация привезла с собой эшелон с подарками: мясо, масло, муку, сушеные фрукты, рыбу и немного табака. Первый вопрос, который задали делегаты, был: существует ли линкор «Октябрьская революция», не пройдет ли мимо моряков вагон с подарками, который они привезли своим подшефникам? Над линкором «Октябрьская революция» шефствовала в целом Киргизская ССР».
А.И.Лихачева, врач амбулатории фабрики «Красное знамя»: «Две недели питания, конечно, малый срок. Надо надеяться, что в дальнейшем вообще улучшится питание. Ведь мы все будем огородниками».
«Жуткое было время //зимой 1941-42гг.//. Когда я приносила в госпиталь капли, то даже не находилось воды на принятие этих капель; не было воды для грелок. Все лежали грязные, вшивые. Сейчас все значительно изменилось. Появилось и питание и лечение, только нет Олега и Володи //сын и муж//».
//май 1945г.// «Без слез и волнения не могла слушать о вступлении в Берлин. Как тяжело и больно, что Володя и Олег не участвуют в этой титанической борьбе – блокада и голод заставили их насильно уйти из жизни. А они оба так любили жизнь… В самые темные, голодные дни блокады они верили в победу и поддерживали эту веру во мне, а я часто сомневалась и отчаивалась. Лежат они оба где-то в неизвестной мне могилке. Три года уже прошло. Я их не искала и не ходила на кладбище, не могу, боюсь за себя, за свою психику и сердце».
П.П.Трофимов, директор Государственного института прикладной химии (ГИПХ): «Город в это время усиленно обстреливался вражескими снарядами, но все настолько привыкли уже к этому, что волновались только, когда будучи в Девяткине, получали извещение, что в Ленинграде артобстрел. Волновала главным образом та мысль, что если что произойдет, произойдет без тебя. Когда же я находился на предприятии, то совершенно не наблюдал за тем, что происходит вокруг, и только по свисту снарядов догадывался – или обстрел на близлежащей территории, или в отдалении».
И.Е.Павленко, директор Ленинградского филиала Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института: «Работали на территории больницы им.Мечникова до начала 1942г., до тех пор, пока и там не стало дров. Дрова кончились так быстро потому, что их забрали для устройства блиндажей».
«Люди слабели. В январе 1942г. мы увидели, что можем потерять наших людей, если не примем меры. Было решено наиболее ослабевших вывезти из Ленинграда. В кабинете директора собрали сотрудников и сказали им, что предстоят большие трудности, нужно решить, кто вынесет здесь блокаду и кому следует уехать. Группа в 17 человек решили уехать. У нас оставались животные: морские свинки, белые крысы, голуби. Животные были нужны для опытов. За счет животных решили поддерживать слабеющих людей. Часть сотрудников ела белых крыс, а два человека даже ловили диких крыс и ели их».
Ю.А.Менделева, директор Педиатрического медицинского института: «Мне стало совершенно ясно, что мы не должны уезжать из Ленинграда, раз детское население в какой-то части будет оставаться в городе».
«Наш институт неоднократно подвергался непосредственным обстрелам, имели место прямые попадания снарядов. Мы предполагали, что это происходило в связи с тем, что наш институт находился в «неприятном» окружении – полотно железной дороги, заводы. Однако после снятия блокады из найденных документов выяснилось, что наш институт на вражеской карте значился, как «объект №708».
«С ноября 1941г. начались холода; трудно и опасно было переносить детей сверху вниз. Решено было детскую клинику перенести в бомбоубежище. С ноября 1941г. по май 1942г. мы прожили в бомбоубежищах».
«Большое внимание мною было уделено вопросам физического развития новорожденных. Научно эта работа проводится мною с 1938г. Мы изучаем их рост, вес, окружность головы, окружность груди. 1942г. дал катастрофическое снижение всех этих показателей: средний вес ленинградских новорожденных понизился исключительно резко – более чем на 600г. С данными материалами мне удалось ознакомить тт.Косыгина и Микояна в Москве, где я находилась с докладом на Ученом совете по дистрофии. Тов.Микоян первым делом задал мне вопрос: «Что же нужно предпринимать?» На это я ответила, что дети не могут нормально развиваться, не имея цельного натурального молока. Он тут же спросил меня: «Тысячу коров вам хватит?» Меня даже в жар бросило от волнения, когда я подумала, что в Ленинграде может не хватить корма для этих коров. Позвонила по прямому проводу т.Попкову и от него получила утвердительный ответ. Таким образом, Ленинград получил тысячу коров из Вологды и Ярославля. Нашему институту было выделено 15 коров».
С.С.Волк, корреспондент газеты «На защиту Ленинграда»: «Случалось, что вскоре после появления очерка о герое он погибал. Родственники очень просили у нас адрес Воловича, о котором писали в №26, но нам уже сообщили, что тот убит. Получили мы и взволновавшее нас сообщение, что комбат М.Лупенков, несчетное число раз отражавший натиск фашистов, героически погиб, так и не успев прочитать номер со статьей о нем».
«Нам передали суровые слова, сказанные членом Военного совета фронта А.А.Кузнецовым: «Если читать подряд многие наши газеты, можно подумать, что мы уже подходим к Берлину. Нужна суровая правда, какой бы они ни была Искусственной бодростью войскам и народу вы не поможете».
«Газетчики чувствовали свою ответственность перед читателями, перед партией. Их долг – выпускать газету, несмотря ни на что. Долг этот сходен, вероятно, с долгом актера».
Л.Е.Раскин, директор Городского института усовершенствования учителей: «Детей подбирали на квартирах, у подъездов и стен домов, их находили на вокзалах, брошенных или потерянных своими родителями. Мать, сама находившаяся на грани смерти, потеряв надежду спасти ребенка, приносила его в приемник и со словами: «Я умру, ребенка возьмите» - тут же падала в изнеможении. Бывало и так, что подросток после смерти родителей пытался прожить самостоятельно. И если каким-то путем ему удавалось прокормиться, то помыться, соблюдать гигиенические требования ему было значительно труднее. От грязи появлялись раны, расчесы разъедали тело. «С едой обошелся, а вот насчет грязи – от этого не уберегся», - рассказывал 15-летний подросток, приведенный в детский дом милиционером в таком виде, что даже видавшие виды работники приемника ужаснулись».
Книжный столик
Оборона Ленинграда.
Л.П.Галько, инструктор парткома Кировского завода: «На заводе зарегистрировано 50 случаев заболевания цингой, но никаких лекарств нет. Сегодня было внеочередное заседание парткома по этому вопросу. Вынесено решение: на грузовиках привозить из-за города хвою, выпаривать ее и таким образом добывать витамин С, единственное средство от лечения цинги».
«По всей улице Калинина (ранее перенаселенной) теперь можно ходить по лестницам и искать в пустых квартирах отдельных жильцов. На всей улице, я полагаю, не найдется и тысячи человек».
«В заводском клубе сделал доклад руководитель партизанского движения т.Никитин. Он сообщил о том, что в пригородных районах вплоть до Луги посевов нет, все трудоспособное население фашисты угнали в Германию, а стариков, женщин и детей истребили. Вообще деревни, насчитывающие 10-12 домов, немцы сжигают, а жителей истребляют. Делают они это потому, чтоб в маленьких деревнях не держать своих гарнизонов, а то к крестьянам будут приходить партизаны».
«Снаряд попал в подвал, где отдыхают (и живут) стрелки ВОХР. В результате одна комната целиком разрушена, и вторая – частично. Там погибли прекрасные патриоты родины, много ранено. По распоряжению с КП к месту катастрофы через 4 минуты выехало звено медико-санитарной команды, в составе тт.Огарковой, Федоровой, Петровой, Козловой и шофера Нисневич. Они ехали под непрекращающимся артобстрелом. В помещении, где раздавались крики о помощи и стоны, была абсолютная темнота, свет был поврежден. Сандружинницы с фонариками отыскивали пострадавших и на одеялах, пальто (на носилках выносить было нельзя, проход был загроможден) выносили пострадавших. Затем прибыло еще два звена МСК. Только два шофера из автотранспортного цеха, посланные с машинами эвакуировать раненых из зоны обстрела, проявили трусость, они на машинах укрылись от артобстрела и не вывезли ни одного пострадавшего».
читать дальше
Л.П.Галько, инструктор парткома Кировского завода: «На заводе зарегистрировано 50 случаев заболевания цингой, но никаких лекарств нет. Сегодня было внеочередное заседание парткома по этому вопросу. Вынесено решение: на грузовиках привозить из-за города хвою, выпаривать ее и таким образом добывать витамин С, единственное средство от лечения цинги».
«По всей улице Калинина (ранее перенаселенной) теперь можно ходить по лестницам и искать в пустых квартирах отдельных жильцов. На всей улице, я полагаю, не найдется и тысячи человек».
«В заводском клубе сделал доклад руководитель партизанского движения т.Никитин. Он сообщил о том, что в пригородных районах вплоть до Луги посевов нет, все трудоспособное население фашисты угнали в Германию, а стариков, женщин и детей истребили. Вообще деревни, насчитывающие 10-12 домов, немцы сжигают, а жителей истребляют. Делают они это потому, чтоб в маленьких деревнях не держать своих гарнизонов, а то к крестьянам будут приходить партизаны».
«Снаряд попал в подвал, где отдыхают (и живут) стрелки ВОХР. В результате одна комната целиком разрушена, и вторая – частично. Там погибли прекрасные патриоты родины, много ранено. По распоряжению с КП к месту катастрофы через 4 минуты выехало звено медико-санитарной команды, в составе тт.Огарковой, Федоровой, Петровой, Козловой и шофера Нисневич. Они ехали под непрекращающимся артобстрелом. В помещении, где раздавались крики о помощи и стоны, была абсолютная темнота, свет был поврежден. Сандружинницы с фонариками отыскивали пострадавших и на одеялах, пальто (на носилках выносить было нельзя, проход был загроможден) выносили пострадавших. Затем прибыло еще два звена МСК. Только два шофера из автотранспортного цеха, посланные с машинами эвакуировать раненых из зоны обстрела, проявили трусость, они на машинах укрылись от артобстрела и не вывезли ни одного пострадавшего».
читать дальше