Лиза Лосева "Черный чемоданчик Егора Лисицы". Исторический детектив... хм... Современная литература.
Сюжет: конец Гражданской войны. на юге России белые отступают под натиском Красной Армии, население в панике спасается бегством, стекается в порты на Черном море... Тем временем молодой Егор Лисица, недоучившийся студент и фанат новой науки - судебной медицины, работает в качестве помощника следователя в Ростове-на-Дону. Однажды здесь происходит убийство телеграфиста, и молодой человек видит для себя шанс использовать последние достижения науки в расследовании...
Книжка небольшая, читается легко - и это несомненные плюсы данного произведения. В остальном - ну, я не знаю...
Такое впечатление, что автор либо так и не определилась, что же именно она пишет - исторические сцены? детектив? экшн и авантюрно-приключенческий роман? фарс? драму-трагедию?.. Либо у нее не хватило сил- желания- умения и пр. сконцентрироваться на чем-то одном. То есть, не вопрос, конечно, вполне возможно все указанное совместить в одном произведении... но на это уж точно автора бы не хватило.
читать дальшеА так получается, что автор начинает какую-то линию, скажем, исторический роман - и пишет очень ярко, выразительно, читатель (в лице меня) настраивается на данную атмосферу... И тут автор бросает это все и переходит к детективной линии, опять начинает бодро и энергично, дает завязку, добавляет исторических реалий... читатель готовится к изложению в духе старинных классических детективов, ретро и все такое... Но автору опять уже надоело с этим возиться, и она переключается в режим шпионско-приключенческого боевика, совсем другой темп и прочее. Да и детективная линия выглядит по-другому - не то что ГГ что-то расследует, а скорее, что-то происходит с ним и вокруг него, и чудесным образом (то есть, по воле автора) служит раскрытию тайны. В таком духе. В целом все ощущается сильно несбалансированным и плохо связанным. Но, по крайней мере, задуманная детективная интрига в конечном итоге выглядит более-менее логичной. Хотя и не сказать чтобы чем-то потрясающим воображение.
Наиболее интересным здесь выглядят исторические моменты. Описания атмосферы эпохи, какие-то реалии быта, все такое. Ростов-на-Дону вышел особенно ярко... бегство по южным степям и паническая давка в порту - более смазанное, хотя и тоже выразительное... Это все хорошо, но при чтении финала в порту мне невольно вспоминались записки Тэффи (которая описывала это же самое - и гораздо ярче), а при чтении о трагическом отступлении тоже вспоминались - на этот раз недавно прочитанные статьи о творчестве режиссеров Алова и Наумова, в данном случае - про фильм "Бег". Да и как им не вспомниться, если я обнаружила чуть ли не дословное совпадение в описании отдельных декораций. (Да, как ни печально, в этом случае могу ориентироваться только на описательные статьи, так как кино так и не смотрела, у меня катастрофические пробелы по части кинематографа ) Так что я заподозрила, что автор тут вдохновлялась шедеврами советского кинематографа. Что, конечно, выглядит натуральной шизофренией, с учетом обязательной антисоветской атмосферы и авторской подачей наступления красных, как гибелью культуры, цивилизации и прочим апокалипсисом.