Вера Инбер "Избранное". В том входит подборка избранных стихотворений - включая поэму "Пулковский меридиан", автобиографическая повесть "Место под солнцем" и "Ленинградский дневник" - записи времен блокады. Советская литература, поэзия, дневники.
Как я читала эту книжку - взятую, конечно же, в библиотеке... Изначально я собиралась читать только "Ленинградский дневник", потому что это же как раз то, что меня больше всего интересует - дневники, все такое. Кстати, он по объему больше всего остального. Ну и вот, я читала этот дневник... пронзительное чтение... И постепенно у меня укрепилась мысль, что стихи тоже надо почитать. Потому что тут, в дневники, что-то из них упоминалось, строчками. Надо же глянуть. Прочитала дневник, почитала стихи. А автобиографическую повесть я совсем не собиралась читать, да! Но я решила туда немного заглянуть... и оказалось чрезвычайно интересно, так что как - оторваться невозможно... Вот так сборник и оказался прочитан.
Поразмыслив, хочу высказаться, может, не совсем в общепринятых рамках... тогда или сейчас, я не знаю... Ну, в общем, это мое мнение, которое вот так сложилось в ходе чтения и обдумывания всего этого...
читать дальшеИ вот думаю я так: Вера Инбер, очевидно, воспринимала себя поэтессой. Поэтом, скажем так (слово "поэтесса" как-то мне в данном контексте ощущается слишком... не тем... фальшиво как-то звучит... ). И в самом деле - вот она везде так обозначается, вот ее стихи в сборнике помещены в самую первую очередь... Вместе с тем - размышляю я чисто для себя - поэтом она была далеко, что говорится, "не первого ряда"... И даже, очень может быть, не второго. Ну вот, я же читаю эти стихи и я их практически никак не ощущаю! Да, гладкие, наверно, написаны по всем правилам, с соблюдением размеров и что там еще в данных случаях требуется, я не в курсе. Но они не отзываются практически вообще! Ну, от силы два-три стихотворения только как-то задели, почувствовались. Что-то в них прозвучало искреннее, живое... Так что, будем говорить честно, поэтом Вера Инбер была очень слабым. Но - и тут надо вспомнить авторитетное мнение Честертона, который говорил: "Слишком часто забывают, что как плохой человек - все же человек, так и плохой поэт - все равно остается поэтом". (это я по памяти излагаю). И вот - довольно слабый поэт Вера Инбер все же создала поистине великое поэтическое произведение... И нет, это не поэма "Пулковский меридиан". Это сам по себе "Ленинградский дневник".
Да! Вот после долгих размышлений мне наконец это и открылось. Я готовилась читать дневник... я читала это, как дневник... Я размышляла о нем, как о дневнике, выстраивала какие-то схемы и обоснования... А это неверный подход! нужно его воспринимать, как огромную поэму в прозе. В форме дневниковых-рабочих записей-заметок и т.д. То есть, определенно автор к этому не стремилась. Я думаю, она стала вести этот дневник в качестве рабочего - фиксировать происходящие события, мимолетные впечатления, образы. Вносить какие-то наиболее яркие реплики, услышанные тут и там. Чтобы потом использовать это в работе. Но в результате это само по себе сложилось в такую эпическую панораму... Поэтический портрет осажденного города. Со всеми его людьми, зданиями, мостовыми и оградами, деревьями и живностью... Поэтому здесь отмечается все - вот так выглядело небо, вот так дома, вот такие временами доносятся чьи-то слова... Практически день за днем...
Да, так я думаю. Так его и надо читать - как поэтическое произведение, прежде всего. А все остальное в сборнике как бы помогает лучше это все понять и воспринять. Вот, к примеру, когда я читала помещенные стихи, мне вдруг стало ясно, зачем ей вообще это понадобилось... Ну, в смысле, она же вовсе не обязана была там находиться, это было ее решение, она приехала в Ленинград незадолго до того, как сомкнулось блокадное кольцо... Наверно, как-то специально этого добивалась, чтобы туда попасть и там находиться (заглянула в википедию и из всякого туманного, там изложенного, поняла так, что ее, видимо, оформили в качестве что ли военного корреспондента Да и потом, за все время блокады, она не раз выезжала "на большую землю" в различные командировки, но всегда возвращалась обратно). А вот, в одном стихотворении встретились такие строки, что вот, значит, когда происходила революция, она не поняла и не осознала, что происходит исторический момент! и потому не уделяла достаточного внимания происходящему. И по этой причине она об этом жалеет - потому что поэт же должен лично присутствовать в такие моменты и все лично ощущать! Ну так - думаю я - когда началась война, она твердо решила больше ничего не пропускать. В меру своих возможностей. А также мне стала понятнее эта трагическая зацикленность на своем маленьком внуке и ее горе, когда он умер (в глубоком тылу). Потому что вот стихотворение, из ранних (как раз из тех, что самые живые и отзывающиеся) - где она обращается к своему сыну, мечтает, как он растет, каким вырастет... Сына у нее не было, только дочь. Видимо, так получилось. Но вот у дочери родился внук - и как-то так совпало... Но тут война, беда...
А автобиографическая повесть помогает лучше почувствовать личность автора. То есть, так-то она и сама по себе является очень интересным материалом - рассказ о последних днях гражданской войны в Одессе, спешном бегстве белых, хозяйничающих в городе бандах, приходе красных, которые взяли власть в свои руки... Такая яркая атмосфера эпохи... Но прежде всего это и личность автора, которая проступает за всем этим. И вот, размышляю я, если женщина в силах перенести налеты бандитов, вселение в ее жилище целой конторы ВЧК, судя по всему, пожары и тиф - то после того вообще очень легко представить, что эта женщина потом поехала в Ленинград, находящийся под угрозой захвата, чтобы лично там присутствовать и все наблюдать. Вот именно.