А.Мелихов. Броня из облака.
«В науке слой измеряемого, логически выводимого настолько огромен, что возникает иллюзия, будто там ничего другого и нет. И все-таки в основе основ любая математика, любая физика, любая точная наука погружена в незамечаемый нами воображаемый контекст, систему базовых предвзятостей, большей частью неосознанных, внутри которой все эти доказательства только и действенны. Попросту говоря, любой факт допускает множественные интерпретации даже в самых точных науках в зависимости от базисного контекста.
Базисом науки является некая воображаемая картина мира, воображаемый контекст, который видеть так же трудно, как собственные глаза, потому что мы посредством него и смотрим на мир. И лишь внутри него аргументы науки остаются убедительными. А сам воображаемый контекст точных наук – он точно так же создается внушением, как и в искусстве, его уже не обосновывают – им зачаровывают.
читать дальшеВ учебниках дело обычно излагается так, что существовала-де некая стройная теория, затем обнаружился новый факт, который она не могла объяснить, затем появился какой-то новый гений, он объяснил этот новый факт, и возникла новая теория, или даже, пышно выражаясь, новая парадигма. Однако на самом деле все происходит совершенно иначе. Действительно, появляется какой-то новый необъяснимый факт. Допустим, все уже давно знают, что свет – это волна, он обладает всеми волновыми свойствами: интерференция, дифракция, мешает только одно неприятное явление – фотоэффект: свет выбивает электроны из металлов, а волна по разным причинам этого делать не может, по крайней мере, таким образом. И вот приходит Эйнштейн и заявляет, что свет – это частица, квант. Тогда необъясненное явление, фотоэффект, действительно становится объясненным, но зато становится непонятным все остальное, все волновые свойства света. Образно говоря, новая парадигма очень часто затыкает одну дыру, но при этом уничтожает все судно. И, разумеется, ответственные люди призывают подождать: не стоит разрушать вековую конструкцию ради одного факта – может быть, он еще найдет какое-то объяснение. Однако эта новая идея настолько восхищает своей красотой, молодежь настолько очаровывается надеждой стать рядом с классиками, что она набрасывается именно на новую идею, вместо того чтобы спасать старую, и за несколько, иногда, десятилетий доводит ее до гениального уровня. И она уже через двадцать-тридцать лет действительно становится лучше, чем старая.
Но ведь все эти годы сторонники новой парадигмы работают на мечту, на грезу…»
В.Точинов, А.Щеголев. Новая инквизиция.
«Зрелище, встретившее их в прозекторской, напоминало спектакль театра абсурда, поставленный режиссером-Чикатило.
Мужчина лет тридцати – забрызганный кровью халат, криво сидящие на носу очечки в позолоченной оправе – кланялся и кланялся в пояс, как заводная игрушка. И повторял с монотонностью заевшей пластинки:
- Добро пожаловать в морг, господ! Добро пожаловать в морг, господа! Добро пожаловать в морг…
На вытянутых руках встречающий держал нечто вроде блюда, украшенного окровавленным рушником. Роль хлеба-соли играла человеческая голова… Свежая, отнюдь не экспонат анатомического театра, пропитанного формалином.
Второй актер в этой сцене держался молчаливо и статично. Потому что был трупом. Обнаженное тело с Т-образным разрезом на животе стояло у стены. Торчащие из разреза кишки тянулись вверх и жутким шарфом обматывались вокруг шеи. Рука поднялась словно в приветствии, и ею мертвец сжимал другую руку – отрубленную. Из оскаленного рта свисало что-то темно-красное, влажное: печень, сердце? – не понять…
- Добро пожаловать в морг, господа! Добро пожаловать…
Лесник шагнул вперед с коротким рычанием. Голова покатилась по полу, как шар в кегельбане. Золоченые очки хрустнули под каблуком. Гостеприимный хозяин осел на пол, привалился к батарее. Бесконечно повторяемая фраза сменилась стоном».