В.Ардаматский. Ленинградская зима.
«Попал в Ленинград по северной дороге, через Тихвин и Мгу. Прямая дорога уже перерезана врагом. Ехали долго, часто останавливались. Тревожные отрывистые гудки паровоза, вопли «Во-о-оздух!» Почти все бежали в поле.
Очередная остановка в лесу – появились самолеты. Черные кресты на крыльях. Они летели низко, но почему-то не бомбили и не обстреливали. Мы стояли и смотрели на них. Поражала мысль, что там, в кабинах самолетов, - люди, что они сейчас смотрят оттуда на нас и что у них сейчас одна мысль – как поскорее нас убить. А ведь они знают нашего Пушкина, а мы – их Гете. И наконец поразительно, невероятно, что все это происходит в ХХ веке, когда мы по радио можем услышать Бетховена с той стороны земли…»
***
читать дальше«Ленинград еще ни раз не бомбили, но город к этому уже приготовился. У витрин построены и строятся щиты, которые заваливают мешками с песком. Люди заклеивают окна бумажными полосками – что это даст? По ночам на крышах дежурят посты ПВО.
Ездил на передовую. Дальше штаба армии не пустили. Сказали, что посторонним там нечего делать. С каких это пор военные корреспонденты стали посторонними? Объяснили, что сейчас происходит перестроение, некоторые части отводятся в резерв, а свежие заступают на их места, проехать по дорогам невозможно… Ясно – мы отступаем».
О.Гусейнова. Суженая мрака.
«Осторожно выглянув наружу, я увидела огромную толпу драконов клана. От совсем юных парней до умудренных опытом воинственных стражей. Они стояли рядами, вытянувшись, словно на плацу, и следили за передвижением Хашера. Глава Синего клана, заложив руки за спину, мрачно взирал на сородичей, потом проревел:
- Кто готов служить на благо клана, рискнуть ради него жизнью, шаг вперед!
Все ряды синхронно, как на параде, шагнули вперед.
- Как вы знаете, через неделю молодежь отправляется в Академию драконов. Мои сын и дочь, их побратим Лиир тоже летят учиться в этом году! – торжественно объявил Хашер
Я забыла, как дышать. Неужели разрешил все-таки?
- Так вот, - продолжил глава, - я хочу знать, кто из вас тоже хочет учиться? Шаг вперед!
Шагнул один паренек. Марику всего пятнадцать, и я сомневаюсь, что его примут в Академию… Хашер смерил пацана мрачным взглядом и рыкнул:
- Все, кто не достиг второго совершеннолетия, свободны!
Из четырех рядов осталось три.
- Так кто из вас хочет учиться в великой академии за счет клана? С наследником клана и хранительницей яслей клана? – Хашер говорил таким злобным голосом, что даже я содрогнулась, про остальных вообще молчу.
Вокруг тишина, мертвых пока нет, но, если желающие учиться не найдутся добровольно, за перспективы не отвечаю. Хашер ткнул пальцем в Рена, молодого импозантного мужчину.
- Неужели ты не хочешь получить прекрасное образование за счет клана, окунуться в атмосферу веселья, познакомиться с юными студентками…
- Дан Хашер, помилуйте, я десять лет назад закончил академию, ну куда мне снова учиться? Это же стыдно будет… наверное…
Хашер, ощутив слабину, радостно вскинулся:
- Вот, правильно, учиться никогда не стыдно. Значит, первый доброволец у нас уже есть. Можешь идти готовиться, собирай вещи, получай подъемные…
Будущий абитуриент содрогнулся, сник, но молча пошел выполнять приказ главы клана. Он ткнул пальцем в следующего, сурового вида огромного стража.
- Рык, вот я прямо чувствую, что ты горишь желанием поискать истинную в стенах академии.
- Дан Хашер, какая учеба, мне шестьсот лет, я уже три академии окончил! – чуть не пустил слезу здоровяк.
- Замечательно! Наймись преподавателем! – одобрил Хашер.
- Есть! – понурив голову, вышел из строя Рык».