В.Каверин. Вечерний день.
Доклад на собрании детских писателей. 1935г.
«Шесть, семь, десять лет мы слышим о том, что Детгиз стремится создать так называемую «творческую обстановку», привлечь к детской литературе писателей «для взрослых», расширить тематический круг. Об этом говорится так долго, что воображение невольно начинает рисовать какие-то «приводные ремни», с помощью которых писателей – и не только писателей, но моряков, водолазов, летчиков – насильно тащат в редакции, чтобы уговорить их заняться детской литературой. Но никого никуда не надо тащить. «Приводные ремни» необходимо заменить пристальным вниманием к работе писателя с целью оценить его естественные интересы. Не следует, например, забывать, что у многих писателей есть дети, которые остро нуждаются в умной и увлекательной книге, что «Алису в Стране чудес» Кэрролл написал на для многочисленных читателей, а для девочки, которую он очень любил.
Знает ли Детгиз, и в частности, его директор, особенности той литературы, которую он называет детской? Думаю, что нет… Эта неуверенность характерна. Она говорит об отсутствии ясного представления о том, какой должна быть сказка, в чем особенности ее жанра, в чем ее назначение. И – это самое важное – будут ли дети читать ее или закроют на первой же странице.
читать дальше