В.Каверин. Вечерний день.
«Следует заметить, что неуважение к классической литературе – явление, охватывающее не только часть нашего писательского круга. Оно возникает подчас за много лет до того дня, когда будущий литератор берется за перо. Я имею в виду преподавание литературы в средней школе. Об этом писали много, но безрезультатно. Не сомневаюсь, что и на этот раз мое убеждение в том, что преподавание литературы в школе следует коренным образом изменить, не произведет на методистов ни малейшего впечатления.
Однажды я разговорился с дочерью моих друзей, восьмиклассницей, учившейся в специальной школе, и ради шутки предложил написать вместо нее домашнее сочинение на тему «Горе от ума» и русское общество начала XIX века». Она согласилась, и я написал сочинение, предварительно познакомившись с программой и планом. Прошла неделя, другая. Я позвонил друзьям, чтобы спросить, почему девочка не сообщила о результатах моих добросовестных усилий.
- Стесняется.
- Тройка?
- Если бы! – вздохнув, ответила мать.
- Неужели двойка?
- Увы! А не позвонила потому, что боялась вас огорчить.
читать дальшеМне удалось написать сочинение без грамматических ошибок. Русское общество XIX века было отражено с достаточной ясностью и полнотой – этого преподавательница не отрицала. Я получил двойку за несходство с общепринятым стандартом, за несходство, которое было мгновенно схвачено опытным педагогическим взглядом.
Сочинения по литературе часто пишутся школьниками с полным равнодушием к величайшим ее произведениям. Руководствуясь, может быть, именно этим чувством, моя «подопечная» школьница через некоторое время написала новую работу и получила пятерку.
Мы обязаны взглянуть прямо в глаза той очевидной опасности, которая в школе грозит чтению как творческому, созидательному процессу. Не следует забывать о том, что рядом с будущими инженерами, учеными, рабочими учатся и будущие писатели. Для них преподавание литературы, способное внушить лишь отвращение к ней, заранее определяет неудачу на избранном жизненном пути.
1956г.»
О.Гусейнова. Ведомая огнем.
«Быстро сполоснувшись, вытерлась полотенцем и открыла дверцу шкафа. Здесь я еще не рылась. И в следующий миг замерла, потрясенно разглядывая статуэтку странного существа, которую зачем-то поставили сюда. Высотой мне по колено. Страшненькая и чешуйчатая серого цвета… м-м… ящерица, наверное. Стоит на двух более мощных задних лапках, а короткие передние поджаты перед грудью на довольно объемном животике.
Может, это старая игрушка Дэна? С которой он не в силах расстаться… Я протянула руку, чтобы потрогать. Статуя-чучело вдруг ожила и яростно зашипела, оскалив пасть с мелкими, но острыми зубками. Потом, не дав мне опомниться, выпрыгнула из шкафа прямо на меня. Я в ужасе заорала. К моему полному удивлению, тварь завизжала, как поросенок, которого хотят пустить на холодец, и, оттолкнувшись от меня холодным лапками, рванула к выходу из ванной.
Через мгновение в дверях возник Дэнар, стремительно осматривая помещение, меня и бегущего к нему со всех лап ожившего зверя.
- Ичиок! – мягко прошелестел Дэнарт, тут же расслабившись.
Он подхватил на руки зубастую визгливую тварь, которая еще и сменила цвет чешуи с серого на ярко-зеленый, окончательно меня доконав. Как ни в чем не бывало, погладил по шкурке захрюкавшего динозаврика и сделал шаг ко мне. Я, испуганно шарахнувшись назад, прижалась спиной к стене.
- Не бойся, милая. Это мой домашний ичи. Он безобидный и скорее даже трусливый, но вообще они очень полезны в доме. Цвет чешуи зависит от настроения, испытываемых чувств, эмоций, - начал объяснять Дэн. – Зеленый, как мне говорили – от легкого страха до паники. Судя по интенсивности, он сейчас тебя боится!»