Д.Рубина. Одинокий пишущий человек.
«В том, как открывается тебе навстречу хорошая книга, есть некая мерцающая ревность; радужный павлиний хвост чужой творческой удачи».
«Когда книга закончена, она уплывает от тебя, с годами становится все более размытым парусом на горизонте».
«Ты – автор прозы, говорю я себе, а не Учитель и не можешь накормить толпы страждущих пятью хлебами. То есть книгами. Тут каждый сам себе ищет пропитания в беспредельном и бездонном океане написанного. От… цепись от читателя, пусть плывет себе дальше в океане литературы на «Летучем голландце».
«Круговорот в издательском мире, как мясорубка на винте, держится на обаянии писателя. Изволь понравиться! Книга книгой, но если ты будешь сидеть за столиком мешком картошки, надувая щеки и тягомотно-буквально отвечая на вопросы (что никому не интересно), то в следующий раз к тебе никто не явится. Нет, ты изволь поработать цирковым акробатом, побыть конферансье, фокусником; изволь выпустить из рукава пяток голубей, рассказать пяток анекдотов, объявить свою любовь и благодарность всему читательскому сообществу. Ты, конечно, называешься писателем, прозаиком (вот еще элегантное звание!), но не забывай, ради бога, что, по сути, ты – разъездной торговец, в сущности – лоточник, которому необходимо продать свой товар».
читать дальше
«Любимая записка, которую прислали мне из зала в Екатеринбурге – после выхода в свет романа «Белая голубка Кордовы» - была: «Какая же вы сволочь, Дина Ильинична! Зачем вы его убили?!!» Это самое дорогое сердцу автора признание любви к его герою – свидетельство того, что мираж, химера, рожденная моим воображением, облекшись в плоть, стала совершенно живой – для данного читателя. Живой настолько, что внутренне он вопит и оплакивает гибель героя и не может с ней смириться. Иными словами: «Перепиши концовку!»
«Не перестаю изумляться тем искренним сердечным привязанностями, которые возникают между Читателем и героями книги. Я очень радуюсь, получая подобные свидетельства… нет, не реальности моих героев, а реальности чувств самого читателя».
«… «Лайкать» - надо быть абсолютно глухим к родному языку, чтобы не услышать в этом непристойном словечке «лакать» и «лаять».
«С годами времени становится все меньше, жизнь к тебе становится суровей и проще: делай свое дело, и будь что будет».
«Строительство литературного имени – история куда более занудная, чем строительство Вавилонской башни. На этот долгострой уходят годы, десятилетия…»
«Вопреки известному утверждению Малларме «Мир существует, чтобы войти в книгу» - я считаю, что мир, в котором мы проживаем свои дни и годы, существует сам по себе, а книги помещаются на неких полках в совсем другой, параллельной вселенной. Даже если какие-то персонажи повстречались вам в вашем детстве, юности, на службе в армии, в собственной лаборатории, в спортивном лагере, в тюремной камере или в соседнем гастрономе, - они перестают принадлежать обыденному миру в ту минуту, как ими завладевает воображение писателя. Как только персонажи подвергаются этому мощному реагенту, они, боюсь это вымолвить, - растворяются в нем и переходят в совершенно иные сферы обитания».
«…Настоящие ценители прозы понимают, что такое литературный текст, как мучительно трудно и в то же время пугливо невзначай он вырастает, какие неожиданные побеги дает и какие странные рощи шумят после посева «реальных фактов».
«- А существует ли рецепт или даже свод профессиональных рецептов, сверяясь с которым можно создать успешный роман?
- Но роман – не пирог и не жаркое. Вы же не спросите у счастливых родителей рецепта на зачатие удачного ребенка».
«Человеческая личность появляется на свет с неким букетом качеств, этой таинственной икебаной, составленной Природой, Богом – кем предпочитаете? В течение жизни человек волен усовершенствовать или погубить свои дарования, но не в силах стереть их полностью, как неудавшийся файл».
«Душа книги либо сразу являет себя – вылупляется, вырастает, вытанцовывается… согласно удачной генетике замысла, так что ты плывешь в ней, чувствуя живые токи и живое тепло произведения, - либо эта душа молчит. В этом случае можно, конечно, работать над фразой, менять чередование эпизодов, прояснять сюжетные функции героев… Но все эти, так сказать, спасательные ремонтные работы не имеют отношения к душе романа. А у тебя, у автора (точно как у родителя с ребенком), либо есть с этой душой внутренняя связь, либо нет».
«С каждой книгой писатель снова и снова проживает целую жизнь. Это возрождение Осириса, чья корона и священная ладья недаром сплетены из стеблей папируса; это живительный источник подлинного и глубокого счастья».
«Хочешь ты в это вдаваться или нет, но работа над книгой с чего-то должна начаться. Что-то запускает этот процесс, чья-то невидимая (или вполне видимая) рука подталкивает тебя, а то и пихает в спину, так что, теряя равновесие, ты ошеломленно катишься под гору, в слабой попытке схватиться за кустик здравого смысла, притормозить и оглядеться».
«Не надо бояться похожести ситуаций или положений. Есть книга, очень старая и толстая, - Библия называется, - в которой изложены матрицы абсолютно всех жизненных коллизий между людьми с сотворения мира. Библия – это, в сущности, анфилада матриц, по которым катятся наши судьбы».
«Я теряюсь, когда меня спрашивают о соотношении реального и сочиненного в моих книгах. Казалось бы, это – один из самых распространенных вопросов, пора и ответ придумать, желательно смешной, ибо где юмор, там и правда. Но я неизменно теряюсь, будто и сама пытаюсь мысленно прикинуть: а каково оно, это соотношение? Вам в процентах или в граммах? Или – в случае алкоголизма автора – в пол-литрах? Ответ всегда будет уклончивый и неточный, а если точный, то это – шутка автора. У Одинокого пишущего человека в книги идет все подряд, как на мясокомбинате в «Завтрак туриста», и на фарш лучше не смотреть – стошнит. А вот готовый продукт бывает вкусным».
«Крупные произведения, вроде романа-трилогии, долго строятся и медленно вырастают. У них своя логика развития и расширения пространства. И когда это самое художественное пространство, сам воздух романа, объем текста, мощно растет, выдавливая стенки, раздвигая границы сюжета, - стоит внимательно прикинуть и понять: этот текст – он просит срочного ограничения или срочного выплеска за пределы первоначального замысла?»
«Стиль писателя – это его походка, манера говорить, дышать и двигаться. Каким образом он заставляет вас, читающих эти строки, перенимать эту походку, двигаться с ним в унисон, попадать в такт его дыханию, будто вы с ним танго танцуете… - это необъяснимая тайна. Боюсь, физиологическая».
«Смешной знак: точка с запятой, такой нелепый хвостик, словно ты наступил на развязанный шнурок и на секунду запнулся. После нее меняется рисунок фразы, становится слегка танцевальным».
«Писатель должен быть неприлично любопытен и, если надо, бежать за прохожим с унизительной просьбой и заискивающей улыбкой: «Вы только что э… матернулись… как-то незнакомо-прекрасно… нельзя ли повторить, я запишу?»
«В сущности, что такое этот самый «сюжет»? – топор из сказки про солдата, который варил похлебку. Все помнят, что ему пришлось добавить, чтобы похлебка из топора получилась съедобной: крупу, мясо, овощи… словом, все, что обычно кладут в хороший наваристый суп. А при чем здесь топор? Вот и я о том же».
«Порой из слова, сказанного писателем сквозь зубы или просто для закругления фразы, потомки выводят основные принципы его творчества».
«У писателя имеется набор приемов – то есть набор своих, отточенных работой всей жизни отмычек. Это и есть – стиль писателя. А высший стиль и высший класс, когда читатель их не замечает. Когда читатель вообще не замечает, что просто читает книгу, а чувствует, что он едет, задыхается, признается в любви, обнимает, хоронит… Когда он не замечает, что проехал свою станцию в метро. Хуже, когда ее проезжает сам писатель».
«Помните про финал начиная с первой страницы романа! Финал вообще лучше писать с самого начала: это тональность всей вещи. Заодно вы не позабудете – зачем, собственно, взялись за эту идиотскую махину».
«Слезы Читателя – это вам не фунт изюма. Любой писатель отдаст за них свою жалкую грешную душу, ибо всю жизнь играет самым святым: сердцем Читателя».
«Примерно на пятом романе можно похерить все правила. Они давным-давно устарели (для вас!), и на своем энном году жизни, имея за плечами энное количество написанных, а главное, принятых читателями произведений, вы можете отпустить удила и делать вообще все, что заблагорассудится. Надеюсь, вы сразу поняли, что никаких правил в искусстве не существует».
«В Большой Литературе не существует промежуточных должностей и рангов; не существует диплома «За лучшую роль второго плана» или приза «Симпатии зрителей». В верхних слоях этой атмосферы трудно дышат и потому очень трудно существовать; там не бывает «симпатичной прозы», или «небесталанной прозы», или «интересной прозы». Есть Литература. Или нет ничего».
«Роль читателя огромна: читая книгу, он воскрешает ее на время чтения, рисуя в воображении описанные писателем закаты, ночное небо, облака…и заполошный бег наперегонки влюбленных мальчика и девочки. Только так создается живой и дышащий мир романа».
«У писателя всегда особые отношения с прошлым. Ведь оно уже навсегда в его власти. Писатель склонен помыкать своим прошлым, и не только своим. В сущности, прошлое – это единственная территория, в чьих пределах мы распоряжаемся по своему усмотрению, расставляя события, людей и слова в том порядке, который нам потребен для… разумеется, для создания художественного текста. Турбина работает круглосуточно, и прошлое – самый гибкий и самый благодатный материал, из которого мы кроим и шьем свои белые – всегда белые! – одежды, даже если это балахон, в котором мы поднимаемся на эшафот».
«Обаяние прошлого в сотни раз сильнее изменчивого притяжения безликого и анонимного, а подчас и страшноватого будущего. «Новым временам», как бы увлекательно они ни выманивали нас наружу, всегда недостает: тепла, лучшего климата, лучшего образования, лучшего воспитания, вежливых людей и большего порядка – выбирайте, что нравится».
«По ходу сюжета героиня в своем сне встречает Иисуса, и они так трогательно, так буднично болтают о разных вещах… Помнится, мне пришлось задуматься: а на какой свой вопрос я, в случае подобной встречи, хотела бы получить ответ? И знаете, чем дольше живу, тем с большей ясностью осознаю: уже не хочется ни с кем вступать в дискуссию. Бог, дьявол и вся святая рать – ты понимаешь это со всей ясностью – так же беспомощны, как и все мы. И никто тебе не ответит не то что на сакральные, но и на самые простейшие вопросы: например, как продуть засорившуюся трубу».
«Полное отстранение от некогда родной стихии – самая честная и, на мой взгляд, мужественная позиция человека, испытавшего поражение в какой-либо области искусства. Изгнанные из рая не жуют райское яблоко. С бывшими мужьями не дружат».
«Именно она, неосязаемая душа романа, привносит тайну в мир каждой талантливой книги. А тайну читатель должен ощущать чуть ли не с первой страницы. Тайна – это путеводная звезда, она кружит и водит, как леший по лесу, не только читателя, но и самого автора – пока не поставлена последняя точка».
«Роман, понимаете ли, - сооружение грандиозное и многотрудное. Это египетская пирамида: вот она перед тобой, ты видишь ее собственными глазами и все равно шепчешь: «Этого не может быть!»
«Каждый роман – отдельная бурная жизнь, причем не только героя, но и автора; на время работы писатель тоже становится героем романа, вернее, всеми героями сразу и по очереди».
«Хороший детектив написать дьявольски трудно. Гораздо труднее, чем просто-роман».
«Творец выражает себя и окружающий мир только так, как умеет, в строго отведенном ему природой диапазоне. Ведь мы – инструменты. Вы не можете играть в регистре контрабаса, если вы – флейта».
«Если в основу романного сюжета не положить краеугольный камень – характер Главного Героя, все здание романа, даже и ловко спроектированное, будет шататься, как дом, построенный на песке».
«Выбор имени – очень важная функция в романе. Имя должно прирасти к герою неразрывней, чем пересаженный орган».
«Среди кукольников попадаются гении. Чем страннее кукольник, тем реальней и поразительней сотворяемый им мир».
«Человек с давних времен примеряется к рукотворному созиданию жизни из неживой материи. Но мне кажется, что человек всегда ревниво присматривался – а не куклы ли мы сами? Насколько мы реальны? И нельзя ли увидеть в зеркале ту «золотую нить» - при помощи которой двигается голова марионетки, - идущую вверх от твоей собственной головы…»
«Очень важно сделать то, что мы, увы, не всегда вольны сделать для своего реального ребенка, а вот писатель для своего ребенка литературного вполне может: выбрать место его рождения. Город, деревню, поселок. И, конечно, страну. Выбрать, как в сказке, «корешки», а уж «вершки» появятся сами в логически выстроенной судьбе литературного персонажа».
«Это особенный период – накопление материала. Неважно, сколько и по какой теме ты чего подберешь и сколько подкопишь. Главное – побольше! Хапай все, потом приспособишь к делу: не тут, так там, не там, так в другом. Ты не знаешь, пригодится ли тебе художественный музей города Вязники, но в копилку на всякий случай попадает и кража из музея семи картин. На всякий случай ты даже записываешь – сколько ступеней было в лестнице в том самом обаятельном и воспетом в песне городском саду. Из всего этого накопленного зарождается магма, такой мыслящий океан, как в «Солярисе»; собирается мощная эмоционально-чувственная подушка вокруг романа, порождающая лица и образы».
«Нет такой вещи, как «реализм», есть талант писателя, который строит некий мир. Насколько этот мир горяч или холоден, абстрактен или реален, зависит только от органики дарования. Порой за реализм принимается умение автора создать мир художественного произведения пронзительно подлинным».
«Как ты ни описывай местность, обычаи какой-то семьи, историю трех ее поколений, природу-погоду во всем великолепии всех четырех сезонов… - неизбежно наступает момент (и ты его очень остро чувствуешь!), когда читатель говорит тебе: о кей, а теперь п о к а ж и. Не надо больше ля-ля, довольно пояснений, пейзажей и натюрмортов. Покажи мне эту девицу: что она думает о том парне, что скажет при первой встрече и как он ответит. Читатель, понимаете ли, любит лично смотреть, лично слышать и лично щупать. Он накушался кинематографа до звона в голове. Давайте-ка, дядя-тетя писатель, посоревнуйтесь с мелькающими картинками, с настоящими слезами, с настоящим сексом на экране…»
«Диалог беспощадно все обнажает – ситуацию, повадки героев, их намерения; порою и мысли. Диалог – это не то, что скроет ваши ошибки, и потому писать его сложно, несмотря на обманчиво пригласительную возможность «просто потрепаться».
«Диалог – это мостик между двумя дыханиями. И точно как дыхание не может прерваться (разве что в летальном случае), так же и диалог должен длиться. Если не в словах, то в жестах, в движении, в мыслях персонажей. И даже тиснув пятистраничное описание луга, детской площадки или темного переулка, вы, автор, продолжаете диалог героев. Очень часто диалог не имеет прямого отношения к действию в реальном времени. Диалог вовсе не обязан иллюстрировать действие, не обязан действие объяснять – ни в коем случае! Но он обязан это действие двигать».
«Читателю должно быть гораздо интереснее читать диалог двух чуваков, чем идти в бар пустоюморить и языком чесать с приятелями или даже с собственной девушкой. Победите его девушку, черт побери, завоюйте на час-полтора этого нового читателя. Пусть он ей скажет потом: «Извини, зачитался…»
«Творчество – это привычка. Привычка к неудовлетворенности. Вечное стремление создать кого-то, кого еще не бывало. По сути, все тот же бессмертный «основной инстинкт», что движет нами в любви и создании книг».
«…Великие книги, в сюжетах которых любовь плещется, как мощная серебряная рыба».
«Роман о любви – высший пилотаж в литературе, ибо… писать-то, собственно, не о чем. В сокровищнице драматических ситуаций тема любви занимает ничтожное количество вариантов. А разве человеческое счастье или несчастье так уж разнообразны в сюжетах?»
«Дар писателя не в том, чтобы сочинить офигенно-новый-и-никем-прежде-неупотребленный сюжетный финт, а в том, чтобы затертое веками «я вас люблю!» показалось первыми словами о любви на планете и лично в вашей читательской судьбе».
«Да: и держитесь подальше от всех этих языков, гуляющих во рту; у читателя собственный рот с собственной слюной, и никогда не определишь степень чужой брезгливости».
Книжный столик
Д.Рубина. Одинокий пишущий человек.
«В том, как открывается тебе навстречу хорошая книга, есть некая мерцающая ревность; радужный павлиний хвост чужой творческой удачи».
«Когда книга закончена, она уплывает от тебя, с годами становится все более размытым парусом на горизонте».
«Ты – автор прозы, говорю я себе, а не Учитель и не можешь накормить толпы страждущих пятью хлебами. То есть книгами. Тут каждый сам себе ищет пропитания в беспредельном и бездонном океане написанного. От… цепись от читателя, пусть плывет себе дальше в океане литературы на «Летучем голландце».
«Круговорот в издательском мире, как мясорубка на винте, держится на обаянии писателя. Изволь понравиться! Книга книгой, но если ты будешь сидеть за столиком мешком картошки, надувая щеки и тягомотно-буквально отвечая на вопросы (что никому не интересно), то в следующий раз к тебе никто не явится. Нет, ты изволь поработать цирковым акробатом, побыть конферансье, фокусником; изволь выпустить из рукава пяток голубей, рассказать пяток анекдотов, объявить свою любовь и благодарность всему читательскому сообществу. Ты, конечно, называешься писателем, прозаиком (вот еще элегантное звание!), но не забывай, ради бога, что, по сути, ты – разъездной торговец, в сущности – лоточник, которому необходимо продать свой товар».
читать дальше
«В том, как открывается тебе навстречу хорошая книга, есть некая мерцающая ревность; радужный павлиний хвост чужой творческой удачи».
«Когда книга закончена, она уплывает от тебя, с годами становится все более размытым парусом на горизонте».
«Ты – автор прозы, говорю я себе, а не Учитель и не можешь накормить толпы страждущих пятью хлебами. То есть книгами. Тут каждый сам себе ищет пропитания в беспредельном и бездонном океане написанного. От… цепись от читателя, пусть плывет себе дальше в океане литературы на «Летучем голландце».
«Круговорот в издательском мире, как мясорубка на винте, держится на обаянии писателя. Изволь понравиться! Книга книгой, но если ты будешь сидеть за столиком мешком картошки, надувая щеки и тягомотно-буквально отвечая на вопросы (что никому не интересно), то в следующий раз к тебе никто не явится. Нет, ты изволь поработать цирковым акробатом, побыть конферансье, фокусником; изволь выпустить из рукава пяток голубей, рассказать пяток анекдотов, объявить свою любовь и благодарность всему читательскому сообществу. Ты, конечно, называешься писателем, прозаиком (вот еще элегантное звание!), но не забывай, ради бога, что, по сути, ты – разъездной торговец, в сущности – лоточник, которому необходимо продать свой товар».
читать дальше