А.Ф.Кони. Письма.
«Э.Ф.Раден. 8 ноября 1880г.
…Мы, в нашем незрелом и склонном переходить от либерального рабства к рабству ретроградному и наоборот обществе, живем в каком-то мире фетишей. Мы не можем обойтись без слепого поклонения чему-нибудь, хотя потом, при перемене настроения, мы первые топчем в грязь вчерашнее божество и плюем на тот алтарь, на котором еще вчера курили фимиамы. К таким фетишам у нас относятся: судебные уставы, женское высшее образование и некогда относилось «молодое поколение». Нужно было иметь особое гражданское мужество, чтобы, вопреки воплям и даже оскорблениям, сказать, что молодое поколение не всегда непогрешимо, что в нем есть недостатки, что в нем идеализм принесен в жертву житейскому материализму, что сила воли и характер сами по себе есть не более как орудие, за которым одинаково стоят нравственные или безнравственные мотивы, умные или невежественные идеи, - что, наконец, не «наше будущее» в руках молодого поколения, а «его будущее» в наших руках и за него дадим мы ответ богу… Потом все это изменилось и наступили годы, когда, в силу слепой реакции, это же самое поколение сделалось отверженным и забытым, когда его предоставили собственному одичанию и унылому ожесточению или стали проделывать над ним бездушные опыты in anima vili //на живом существе//. Фетиш был сброшен и забрызган грязью…
читать дальшеПопробуйте теперь сказать, например, что высшее женское образование в форме разных бестужевских курсов, где читаются отрывки или лучше сказать объедки и огрызки высших знаний – без системы и прочного целесообразного плана, суть учреждение эфемерное и возбуждающее потребности и надежды, удовлетворить которым само общество не в силах, а правительство не хочет, ибо, правильно или нет, - не открывает женщинам других путей для жизни и занятий, кроме медицинского и отчасти педагогического. Попробуйте сказать, что, маня к себе из провинции девушек, заставляя их бросать привычную и нормальную бытовую и семейную обстановку, втягивая их в жизнь большого города с его холодом, голодом и нравственною заразою, - эти курсы дают знание, которого нельзя приложить к жизни, дают аспирации без реализации – и косвенным образом сеют недовольство жизнью и душевную надломленность в молодых существах, которые у себя, на месте, могли бы быть добрыми и простыми помощницами мужу в его прозаической житейской обстановке… Попробуйте сказать, что это своего рода блудящий огонь… и посмотрите, что вам скажут весьма порядочные и неглупые люди».
З.Гаврик. Служба устранения магических конфузов.
«От желания съесть хотя бы пару пельмешков аж голова закружилась. А, была не была!
- Дай мне пельмени! – тихонько приказала я ящику стола, а потом выдвинула его и заглянула внутрь. И ахнула.
Пельмени возникли, да! Но они лежали прямо в ящике, без всяких там тарелок и вилок. А еще, когда на них попал свет, они зашевелились и явственно зарычали, причем очень угрожающе. Я поспешно задвинула ящик обратно. Это что еще такое?
- Шур-шур! – позвала я. – Давай-ка еще раз попробуем наладить этот ящик. А если ничего не выйдет, просто вернем его к прежнему состоянию.
Мой питомец охотно отозвался на зов и присел прямо на переднюю стенку ящика. Я снова начала представлять себе, что именно хочу получить, но в этот момент снаружи раздался голос Шрама. Я зашипел, и Шур-шур метнулся к моей руке. Вовремя! В кабинет вошли Рур и донельзя воодушевленный Шрам.
- Рано вы! – нервно вырвалось у меня. Рур глянул с подозрением.
-Устала? – спросил он.
- Нет… разве что немного, - ответила я с запозданием, настороженно косясь на ящик. – Ночка та еще выдалась.
Он подошел к столу, нахмурился и начал принюхиваться:
- Тут точно едой пахнет!
- Откуда? – ненатурально удивилась я.
Рур наклонился, осмотрел стол и начал выдвигать ящики. Когда в воздух взметнулся первый пельмень, бандит, что удивительно, смог уклониться в сторону. Вот так реакция! Пельмень со свистом промчался там, где только что была голова грозы магического мира. Но за первым пельменем начали вылетать другие! Целый рой!»