Наринэ Абгарян "Понаехавшая". Современная литература.
Сюжет: лихие 90-е, развал страны, разброд и шатание и все такое. Интеллигентная семья из маленького армянского городка отправляет в Москву дочь -
комсомолку, активистку... отличницу-студентку-филолога и т.д. На учебу. Но с одной учебой не проживешь, приходится искать какую-то подработку. И студентка находит подработку в одном валютном обменнике...
Ну, у автора я прочитала знаменитую Манюню... которая мне активно не понравилась. И больше читать ничего не планировала. Но потом наткнулась на упоминания об этой книжке, описание заинтересовало... разыскала ее в нашей библиотеке. И на удивление здесь совсем другие впечатления. Вот прямо хорошо, да... ГГ работает в этом своем обменнике, рассказывает о своей работе, об окружающих людях - а это и коллеги по работе, и клиенты, и вращающийся вокруг пестрый люд, включающий интуристов, валютных проституток, братков, чоповцев, которые недалеко от них ушли... Абсолютно узнаваемая атмосфера 90-х, ни убавить, ни прибавить. Но подается все с юмором и на позитиве, поэтому после прочтения остается не безнадега-негатив, а что-то такое теплое и уютное...
Вроде подается как, что автор рассказывает о собственном пережитом опыте. Не знаю уж, насколько это все документально, а насколько произведена художественная обработка... Но если "Манюня" ощущается (лично мною), как что-то такое насквозь искусственное и фальшивое, то здесь все выглядит, как чистая правда. Угу, так оно все и было...
Warning! присутствует ненормативная лексика.
читать дальше
«- Не выпить ли нам чего? А то я непривычная всухомятку с незнакомыми людьми разговаривать».
«Фуршет организовали в обменнике. За считанные секунды нарезали бутербродов и разлили по пластиковым стаканчикам водку. Вывесили в окошке ‘BREAK 15 min”. Через 15 минут заменили на “CLOSED”.
«Добытчица Наташа показывала «безотказный фокус с сисями» - это когда на левую грудь шестого размера ставишь тарелку с бутербродами, на правую – пластиковый стаканчик с водкой, пепельницу и пачку сигарет, подходишь в таком виде к своему мужчине и говоришь ему ласковым голосом: «Мне нужно сто долларов на новую кофту».
- Действует безотказно, - уверяла Наташа».
«- А ты, йачныца, садись вперед, будешь предупреждать о светофорах, а то я выпивши ни хера не вижу, гы-гы-гы!»
«- Еб вашу мать! – вывалившись из автомобиля, обратилась с приветственной речью к обступившим машину аборигенам О.Ф. – Еб вашу мать! Понатыкали сугробов на тротуарах, нормальным людям проехать не дают!»
«У Наташи был шестой размер груди, и она всячески подчеркивала ее пышность разными кружевными вырезами. И грозные чеченские мужчины водили к окошку обменника своих желторотых сыновей – полюбоваться на Наташино декольте, потому что «ты мужчина и все в этой жизни должен увидеть»!
«- Она этими руками делала минет, а теперь ими же передала мне купюру. Я не заболею сифилисом?»
«- Ты такая классная! Будь я подлецом, я бы на тебе женился. А так – просто тихо люблю».
«- Жорик! Готовься! Сегодня вечером нас ждут непередаваемые ощущения! Я присмотрела презерватив в форме слона. Не задерживайся на работе, целую!»
«Тяжела доля пустившегося в эмиграцию человека, ох как тяжела! Москва – не крохотный высокогорный городок, где вышел из дому на променад, и через пятнадцать минут неспешного хода оказался в соседнем селе. Тут, чтобы добраться до соседнего села Санкт-Петербурга, пятнадцати минут будет явно недостаточно».
«- Хоть и дебил, но свой, - говорила она на прощание, обнимаясь по очереди с расстроенными коллегами.
Совет: возьмите эту фразу на вооружение. Очень укрепляющая семейные узы фраза».
«- Крепкий русский мужик без мата, что баба без месячных, понятно тебе?»
«- Тут матом делу не поможешь. Придется шпаргалкой пользоваться».
«Нечего ударять в грязь лицом перед иностранцами, особенно когда у тебя за плечами великая родина Советский Союз, и ты в ответе за то, что в ней родилась».
«- Вагаршак, у нас с тобой разные космосы, ты солнце, а я – звезда!»
«- Явились сюда танцы танцевать. Нашли чем нас удивлять! Каждый русский младенец, блядь, вырос на «Лебедином озере»!
«… И тут такие новости. Практически нагрянули, откуда не ждали, полные штаны радости».
«- Чего ты головой трясешь, как будто тебя током ударило? Сочувствуешь? Ну-ну. Смотри сотрясение мозга не получи».
«Основной экстрим доставляли советские в этимологии клиенты. Наш человек, он ведь особый. Его хлебом не корми, дай театр одного актера устроить. Опять же, с ним не скучно, потому что он непредсказуем. Он как молния – бьет не целясь, и лишь потом, когда проснется совесть (а совесть у нашего человека просыпается всегда, просто она заднеприводная и срабатывает постфактум), так вот, и только когда просыпается совесть, наш человек начинает разбираться, кого же он случайно, в порыве своей непредсказуемости, испепелил».
«При взгляде на Игоря в голову лезли разные увесистые слова типа коловорот, мордоворот или на худой конец – переворот. Выражать нестройный ряд своих мыслей он предпочитал исключительно матом».
«О.Ф. запланировала на новый год кожаные зеленые штаны, отороченные по краю енотом, умело загримированным под песца. К такой неземной красоте она прикупила черную облегающую кофту в бешеный перелив, с широкой гипюровой вставкой на спине. У Понаехавшей задергалось веко. На ее робкое предложение заменить это великолепие на что-нибудь менее броское, О.Ф. благодушно возразила:
- Дурашка! Что ты понимаешь в женской красоте?! Шокировать и укладывать штабелями – вот наше кредо. Наматывай себе на ус, если не хочешь загнуться синим чулком».
“Homo sapiens’ом О.Ф. считала только одного представителя мужской половины человечества, и имя ему – Адриано Челентано».
«- Вот оно как. Свои ограбють, а чужие надують. И с энтим надо как-то жить».
«…Спирт по одноразовым стаканчикам разливали с помощью шприца – чтобы ни капли мимо!»
«Привезла свекрови большой жемчужно-серого цвета жакет из ангорки, с бусами на рукавах. Рассказывала, как Серафима Петровна ездит в этом жакете на Чистые Пруды – кормить голубей – и торжественно ходит туда-сюда перед посольством Казахстана. Мстит цветущим видом за высокую аренду космодрома Байконур».
«Женский оргазм – как Лохнесское чудовище. Все знают, что оно есть, но никто не видел».