Уральский следопыт.
«Погоду на Урале во многом определяет Карское море, этот «холодильник» Евразии».
***
«На Полярном Урале встречается немало 500-600-летних растений можжевельника и 400-летних лиственниц сибирских. Обнаруженный экземпляр можжевельника возрастом 850 лет – самое старое деревенистое растение на Урале.
Наименьшая толщина колец годовых приростов этих видов была в самые холодные годы – 1312, 1342, 1466, 1780 и 1855. По размерам колец установлено, что максимальные за тысячу лет холода наблюдались со второй половины XIX до начала ХХ века. В эти периоды прекращалось расселение древесно-кустарниковых пород и наблюдалось массовое отмирание деревьев, площади лесов сокращались. С тех времен и сейчас еще можно кое-где увидеть сухие стволы лиственниц и елей, своеобразные «скелеты» вымерших свидетелей резкого похолодания климата.
И еще совершенно сногсшибательная информация. Сопоставление результатов с аналогичными данными из других районов Северного полушария позволило выявить глобальные климатические аномалии, совпадающие с похолоданием после крупных вулканических извержений – 1109 (Гекла), 1259, 1278 (Эль Чичон), 1466 (Кюве), 1601 (Уайнапутина) и 1783 (Лаки)».
***
читать дальше«Берега таежной уральской речки практически непроходимы для человека по причине почти полного зарастания черемухой, ольхой, осиной и колючим шиповником. Вся эта плотная растительная масса к тому же переплетена и увязана плетьми нашей уральской лианы – хмеля, которые ни порвать, ни перерубить толком невозможно. Мало того, повсюду здесь в летнюю пору и даже зимой попадаются мочажины, наполненные водой и малопроходимые болотца. Поэтому-то пойма речки и служит для многих животных местом укрытия от встреч с человеком».
***
«Высота скалы Шайтан-камень составляет около 40м, длина вдоль реки – около 400м, сложена она из гранитов. В стародавние времена камень был культовым местом древних язычников. По легенде, именно Шайтан-камень является окаменевшим Хозяином Уральских гор».
***
«Одним из минералов, принесших мировую славу Режевскому району, является турмалин. Этот полудрагоценный камень насчитывает до 50 оттенков света – от зеленого до розового. Липовские турмалины бывают черными, зелеными, синими, розовыми, голубыми, бесцветными. В Шайтанских копях добывали полихромные турмалины – многоцветные, переливающиеся подобно радуге».
***
«В детстве я думал, что стоит подпрыгнуть, оторваться от земли, и сразу окажешься на небе. Где божии коровки и облака на веревочке, как воздушный шарик, а купол неба словно линза старого телевизора. Горизонт выгнул спину как кот. Гора – как праздничный торт. Облака – словно вымороченный выдох. Как будто удивился Творец содеянному, вздохнул устало, и выпорхнуло облако, круглое, как воздушный шарик».
***
«Ведь «перевал» - это какое-то понижение в хребте обычно. Потому там и «переваливают», что там ниже, чем вокруг. Он может быть жутко сложным, как перевалы Гофмана или Кристалл, но он все равно ниже соседних участков. А тут – ровно! Ничего себе. Значит, просто будем искать, где проще. Вот там, справа от грандиозной скальной чешуи, высоко вверх снежник поднимается. По снежнику ведь идти лучше, чем по осыпи, по курумке – пока не упадешь, конечно. Ноги переставляй потверже и дыши, делов-то. Правда, если упал да не задержался, внизу тебя встретят приветливые камни, ласково и радостно делящие тело на фрагменты. Есть расхожая шутка: в таком случае, что останется, сложат в каску и отправят бандеролью домой.
Чудеса какие. Снежник отчетливо пахнет арбузом. По его поверхности идут какие-то розоватые разводы, и около них нарастает арбузный аромат! Вдыхать его приходится все глубже, потому что снежники, они внизу пологие да приятные, а чем выше, тем круче становятся, и идти труднее. Шаг – вдох, шаг – выдох. Уф, все, курумка… Вот и самый верх. Да, действительно, это плато. GPS показывает высоту полторы тысячи метров! Вот это да, мы же на Урале, а не на Кавказе. Вдалеке виднеется брезентовая палатка, а рядом… А рядом такое, что все побросали рюкзаки, куда пришлось, забыли про перекус и остальное. Хрусталь! Сокровища! Осколки, обломки и целые друзы. Белые, прозрачные, розоватые… И плевать, что еще 200км впереди, и каждый лишний килограмм к вечеру режет плечи. Ну да, мы будем мазохистами. Мы его потащим!»