В.В.Верещагин. Повести, очерки, воспоминания.
«Надобно удивляться тому, что до сих пор, несмотря на сравнительные удобства и дешевизну путей сообщения, так мало путешествуют. Ездит, особенно по чужим землям, больше развлекающихся, скучающих людей, чем учащихся. Положим, что у первых больше денег, но причина не в этом только, а и в том, что вторые считают путешествие не столько необходимостью, сколько роскошью. Мне думается, однако, что в наше время ученый, художник, музыкант, даже военный не могут считать себя просвещенными людьми без проверки своего образования путешествиями. Как возможно вообще изучить историю и географию страны, не повидав ее? Возможно ли правильно понять Библию и Новый завет, не бывши в Палестине? С другой стороны, оценить и понять Рембрандта можно, только увидев Голландию, а Веласкеза – побывав в Испании. Гумбольдт, Дарвин, Лайель, Уоллес и другие первоклассные ученые не были бы так велики в своих выводах и открытиях, если бы не объездили значительной части земного шара и не проверили на местах своих догадок.
Сколько вдохновения, сколько широты для миросозерцания почерпнет из путешествий художник! Сколько чудных мотивов, в их соотношении с окружающей природой и климатом, выслушает музыкант! А военному разве не необходимо на самых полях битвы проверить результаты кабинетного изучения причин, способствовавших выигрышу или проигрышу того или другого сражения?
читать дальшеТолково путешествующий, внимательно изучающий видимое и слышимое, прежде всего убедится в том, что он знает лишь ничтожную часть того, что может знать, и вследствие этого будет менее горд своим положением в природе, на роли венца творения. Он действительно возвысится над другими животными, а не ложною только уверенностью в том, что у него ум, а у них инстинкт, у него сознание, а у них – один инстинкт, у него рассудок, способность анализа, а у них опять-таки только инстинкт, - слово, ничего не выражающее, лишь способствующее задержке нашего развития!»
И.Шелег. Иностранец.
«- Я в тир, - с улыбкой сказала она. – Не хочешь со мной?
Хм, а вот это было странно. Мы, конечно, общались с ней гораздо больше, чем с кем-нибудь другим из ровесников. Но это был совершенно другой уровень. Подозрительно осмотрел ее с ног до головы еще раз. Ничего нового не появилось. Только в голове промелькнула картинка, как она заводит меня в ловушку, но я быстро от нее отмахнулся. Вспомнив прошедший день, количество наших разговоров за сегодня, пришел к выводу, что сейчас точно что-то не так.
- Ты хочешь меня о чем-то попросить? – спросил я ее, закрывая шкафчик.
- Почему сразу попросить? – надула она губки. Которые, к слову, накрасила впервые с нашего знакомства. Ничего подобного до этого не замечал. Если присмотреться, то можно увидеть и подведенные глаза и брови.
- Мы же друзья. Могу же я тебя куда-нибудь пригласить, - отвела она взгляд в сторону.
- Это что… свидание? – сказал я первое, что промелькнуло в голове.
Ответом мне был удивленный вид и возмущенный взгляд.
- Что? Какое свидание? Просто в тир пострелять!
- Просто? А как же это? – я обвел свое лицо пальцем.
- Просто девушки должны быть красивыми! – возмущенно сказала она.
- Точно ничего не нужно?
- Ну…нужно, - ответила она, начав смотреть чуть выше и правее.
- И что же? – подогнал я ее. Все же мне непонятно, что я должен такое сделать. И это слегка напрягало.
- Через месяц будет праздник Драконьих Лодок, и в этот раз он выпадает во дворце Нефритовой Жабы. Хочу, чтобы ты меня туда пригласил.\
- Кхм… - я чуть не подавился. Я вообще по приемам не хожу, а на праздники только тогда, когда они в нашем дворце, да и то на минимально отведенное этикетом время.
- Я знаю, что ты такие приемы не любишь. Но так получилось, что я поспорила, что смогу тебя уговорить пойти. И проигрывать не хочу. Ну, пожалуйста, пожалуйста. Я сделаю все, что ты попросишь…»