М.Рольникайте. Я должна рассказать.
«Прошлой ночью в нашу квартиру постучали. Это были двое геттовских полицейских. Извинившись за беспокойство, они велели нашему соседу Кауфману прийти с семьей к Генсасу. Кауфман с женой ушли, а ребенка оставили с бабушкой. Но вскоре полицейские вернулись и передали просьбу родителей принести и ребенка. Старушка его тепло укутала и понесла. Мы забеспокоились: раз ночью прислали за ребенком, значит, над гетто нависла опасность, а своих людей Генсас хочет спасти. Кауфман был знакомым Генсаса, бригадиром рабочих в «Хересбауштеле», членом учрежденного Генсасом «совета бригадиров». Бабушка вернулась, но ничего не смогла рассказать. Ребенка отдала матери. Сидят они в помещении уголовной полиции, там еще несколько бригадиров с семьями. Зачем их вызвали, никто не знает. Мы еле дождались утра. На улицах совершенно спокойно, люди собираются на работу, а бригады, чьи бригадиры вызваны к Генсасу, пойдут без них. Вечером, вернувшись с работы, узнали все…
Оказывается, под утро Товбин передал просьбу Генсаса бригадирам с семьями перейти в геттовскую тюрьму. Люди заволновались.
читать дальшеНо комендант тюрьмы Бейгель тоже уверял, что им ничего не грозит. Вскоре они услышали, что со стороны города подъезжает машина. На лестнице послышался топот сапог, геттовские полицейские кого-то гнали из соседней камеры. Когда машина отъехала, к ним зашел улыбающийся Бейгель и сообщил, что опасность миновала. Оказывается, Китель потребовал расстрелять всех бригадиров, из чьих бригад хоть один человек ушел к партизанам. Но поскольку эти бригадиры были приближенными Генсаса, он вместо них отдал других людей. А бригадиры скоро пойдут домой.
Но вдруг снова послышался шум подъезжающей машины. Солдаты стучат в калитку. Перепуганный Бейгель открыл. Мимо него пронесся разъяренный Китель, накричал на Генсаса, выругал, пригрозил, что не потерпит такого обмана, и потребовал настоящих бригадиров. В камере слышно каждое слово… Генсас велит открыть дверь…
Их уже нет. Об этом сообщил сам Китель. Под вечер он пришел в гетто, велел созвать всех на собрание и объявил, что несколько часов назад в Понарах расстреляны 32 человека – 11 бригадиров и их семьи. Им пришлось умереть за то, что плохо следили за членами своих бригад. Пусть все знают, что с сегодняшнего дня за каждого ушедшего в лес к партизанам будет расстреляна вся его семья, бригадир и другие Juden этой бригады. Пусть Juden никого не обвиняют, если бы они сами таким путем не навлекли на себя смерть, могли бы работать, а значит, жить».
М.Далин. Берег Стикса.
«Вот тебе работа.
Вот тебе стоны ночного ветра в антеннах на крышах высотных домов и истерический лай бездомной собаки. Вот тебе стук шагов, шуршание шин, звяканье банки из-под пива, с которой забавляется ветер. Вот тебе скрежет трамваев по замерзшим рельсам, грохот грузовиков, визг тормозов, вопли противоугонной сигнализации, вопли пьяных подростков, вот тебе нервная ночная тишина Питера – сделай себе из этого музыку.
Вот тебе глухой мрак подворотни, вот – лиловое молоко фонарей, вот блеск асфальта, вот низкие рыхлые небеса – и неоновые лучи шарят по ним бесстыдными зелеными пальцами. Вот тебе черные ветки, серые стены, расписанные скабрезностями, освещенные неживым электрическим светом, вот тебе колючки звезд, нарезка желтых окон, блестки луж. Вот орнамент вывесок, вот пестрые клочья рекламных щитов, вот осколки стекла и дым из мусорного бачка, вот – ночной ветер и запах распада. Сшей себе из этого концертный костюм.
Вот тебе опустевшая мостовая, вот красивый контраст между светом и тьмой, вот – залитый пивом и кровью песок в глухом дворе, под косым фонарем, вот – бетонная клетка, вот – покрытая битумом крыша, вот мощенная брусчаткой площадь перед дорогим супермаркетом. Вот – заасфальтированная площадка напротив дежурной больницы, освещенная окнами морга – вот тебе сцена, выбирай.
Пляши, куколка, пляши! И позволь поцеловать себя под занавес, при свете холодных прожекторов, в последний миг, под восторженными взглядами. И ни о чем не жалей. Ни о чем…»