М.Далин «Лунный бархат». Фэнтези… городская? )) Warning! Книжка для слэшеров.
Сюжет: это цикл вампирских повестей. В этом сборнике две повести. Мне больше всего запомнилась одна – собственно, заглавная. В ней рассказывается история небольшой компании случайно прибившихся друг к другу людей, которые случайно, не по своей воле стали вампирами. И узнали, что помимо нашей привычной реальности, есть еще другая, обратная, ночная сторона, где царствуют князья ночи и т.д. (сами можете добавить что-нибудь пафосное )) )
Да, пафоса тут просто море… ))) И всего бесконечно красивого и изящного. Поэтому я страшно долго продиралась через начало… меня это ужасно бесило – ну да, да, я поняла уже, что автор умеет в красивое, поэтичное, изящное и пафосное… но можно покороче??
В общем, вы поняли, что я уже была наслышана про автора, и у меня было громадное предубеждение… И начало только это все подкрепляло… Ну, правда, я ругалась, скрипела зубами – но читать почему-то не бросила. )) И таки дочитала до конца. По правде говоря, автор каким-то чудесным образом даже переборол мой откровенно негативный настрой – мне это даже… ну, не скажу, что понравилось… но было как-то завораживающе… Такая себе мрачная, готическая картинка… И даже с размышлениями о жизни и смерти, все такое.
читать дальшеНу да, вот у автора с одной стороны эти самые князья ночи, вампиры – они могущественные, практически бессмертные… прекрасные и изящные и т.д. Высшая раса. Для них люди просто еда. И только временами, ради своей прихоти они могут кого-то из этих жалких людишек обратить в себе подобного. И вот люди – мелкие, жалкие в своих ежедневных заботах и проблемах… беспомощные, слабые и такие хрупкие… их так легко убить… И зачем им вообще существовать, таким слабым…
Это на первый взгляд. Но потом автор продолжает повествовать об этой случайной компании новоиспеченных вампиров. И мы видим, как они упорно стараются сохранить в себе человеческое… Это, конечно, бессмысленные попытки, но их упорство заслуживает уважения. Конец ожидаемо трагический – да, я по своей привычке сразу заглянула в финал, где – спойлер! – все умерли… Но когда я дочитала до этого финала нормальным образом, то стало понятно, что тут все не так однозначно – в смысле, если это и трагедия, то, так сказать, оптимистическая. Торжество жизни над смертью, света над тьмой, в таком духе. Герои погибли, но не сдались – ну то есть, сами выбрали свою судьбу – не превращаться в монстра, но остаться человеком. Это мне понравилось, да уж. (хотя не могу не отметить, что все это сильно напоминает фильм про «Дневники вампира», в смысле, по общей эстетике и каким-то сюжетным ходам )) ).
«Думать об этих ночных тенях, возникающих впереди в желтом искусственном свете, обдававших убийцу запахом духов, жарко дышащих, хрипящих или стонущих, бессильно цепляющихся за его руки и умирающих на холодном асфальте, как о существах себе подобных, с душой, мыслями и собственной жизнью, убийца не умел. Он вообще не умел думать о чужих душах, чужих мыслях и чужой жизни. Это походило бы на одухотворение игрушек».
«Лето лишает страха, летом весело умирать, потому что в смерть не верится до самой последней секунды».
«…и ударил ножом ниже ребер, туда, куда лезвие входит мягко и легко, как в бисквитный торт».
«Запахи и голоса. Сырые палые листья, шафран и корица, октябрьское печенье. Запах волос, как улыбка, запах парфюма, как затрещина, запах шавермы и бульонных кубиков, как тяжелое воспоминание. Запах крови, как окрик».
«- Есть такие люди, что кроликов жальче».
«- Я злая?
- Нет. Вампир просто. И все».
«На улице сырой ветер. Темный бродяга, жестокий насмешник, бесприютный октябрьский бомж, прошелся по двору, зашелся стонущими вздохами, хлестнул по лицу холодными слезами. Небо низкое, бурое, с зеленоватыми неоновыми отсветами, небо нежилое и тусклое – пустое небо пасмурной осени. Кленовые листья распластаны в лужах грязными тряпками – голые мокрые ветки торчат пучками розог, клен умер. Мир умирает – унылая пора, очей очарованье – неизвестно, когда возродится, не верится, что возродится в точности таким, как был».
«Какая-то мутная пелена, усталость или лень, стояла между внешним миром и ее глазами, как контактные линзы».
«Звезды смотрели с небес острыми ледяными осколками. Каждая ночь была черной. Луна меняла фазы, летела по бархатному небу узким, опасным серебряным серпиком, медной монетой со сбитым краем, круглой, белой, холодной дырой».
«Сумерки надвигались, будто кто-то постепенно гасил свет перед киносеансом».
«Когда рядом говорят пошлости, лучше всего думать о деньгах».
«…Демонский шарм облагородил пошлость до порока – впору мрачно усмехаться».
«Мир поседел от зимы, как от ужаса».
«- У Карла Маркса все объясняется обстоятельно, только о вампирах он ничего не знал».
«…Она благоухала смертями, ее лицо, ее глаза светились, мерцали чужими смертями изнутри – она была восхитительно хороша, как любой сытый вампир, и так же оглушительно страшна».
«В метро, в стоячем воздухе и сыром электрическом свете живые неотличимо напоминали мертвецов, а мертвецы очень легко притворялись живыми».
«Сон посыпался сверху, как снег».
«Только не воображай, что уломал меня сыграть палача. Я это ненавижу. Палач – это извращение нормального убийства. Палач – как проститутка, делает то, за что заплачено. Трахаться за деньги еще можно, но убивать надо по любви, по большой любви».
«Собственно, все в этом чудесном мире – только игра. Выигрывать приятно, а проиграть в итоге – закономерно. Печально, но закономерно. И что бы ни говорили взрослые детки, еще норовящие пачкать пеленки, нет в такой замечательной вещи, как жизнь, ничего безобразного, грешного и страшного. Все идет по плану, как говорится».
«…Небо висело над самой головой, потолком в дешевой квартирке, серое, рыхлое, с облупившейся штукатуркой».
«- Ты вегетарианец?
- Да, я вегетарианец. А ходячих растений развелось – кирпичу упасть некуда».
«- А все мы страшные такие, что боимся даже в зеркало смотреть!»
«В метро я спускался, как Орфей в преисподнюю, со странным ощущением, что где-то тут, рядом, проходит граница нормальности, и я вот-вот перешагну ее».
«- Что ты там делал, Джеффри?
- То же, что и везде, Мигель. Я смотрел на людей. А еще – облегчил участь, кому смог. Это очень важное дело – облегчить участь, дать умереть достойно… или счастливо. Это большая удача смертного – когда смерть добра к нему».
«В сущности, смысл имело только то, что мы не чувствовали себя одинокими. Все остальное – суета».
«Мир напоминал темную акварель; желтые фонари плыли в снежном молоке, как бусины, полные горячего меда».
«- Вообще, слухи о бессмертии вампиров сильно преувеличены. Мало кто из них живет достаточно долго – для этого нужен определенный склад ума, темперамент, да и любовь к жизни не последний компонент. Одиночки первые лет пятьдесят развлекаются убийствами и злодействами, а потом пресыщаются этой суетой до тошноты и прекращают спектакль сами или подворачиваются людям, что кончается так же. Истерики кончают с собой в первые лет десять. Дураки нарываются на неприятности. Моральные уроды опускаются, начинают жрать мертвечину, вырождаются в упырей, мерзких тварей, лишенных силы, быстро издыхают».
«- Душа вампира и не должна стареть. Иначе он потеряет вкус к существованию. У старого хищника выпадают зубы. Хищник должен быть молод, гибок, подвижен – и еще должен упиваться перипетиями жизни и охоты. Иначе – сожрут».