Из Акунина.



«Добро обязано научиться быть товаром и жить по законам рынка. Одно из глубочайших заблуждений нашей цивилизации состоит в том, что преимущество Добра над Злом всем очевидно и в доказательствах не нуждается. Сатана – не провинившийся ученик Бога. Это две равносильные и равноправные корпорации. Я давно живу на свете и пришла к убеждению, что Добро проигрывает Злу по всем пунктам из-за того, что не умеет себя подать – или, если угодно, продать. Победа Бога над Сатаной и Добра над Злом никем и ничем не гарантирована…

Ведь почему наш мир часто бывает ужасен? Почему в нем так много преступлений? Потому что Зло торгует собой гораздо лучше. Человек появляется на свет, и ему с двух сторон предлагают товар на выбор: ты можешь быть честным, или быть мошенником; быть верным в любви или развратником; существовать по законам благородства или подлости. Сатана умело зазывает покупателей, убеждая, что быть мошенником и подлецом гораздо выгодней, а развратником гораздо приятнее. Надо и Богу тоже перестать кичиться своей правильностью и поучиться законам торговли – если, конечно, ему не все равно, что с нами станет. Залог победы Добра над Злом – грамотная реклама, красивая упаковка и бонусы постоянным клиентам.»



Не буду рассуждать о том, насколько правдоподобно услышать такие речи от пожилой женщины в викторианской Англии.

Но подумав, как следует, решила, что мне эти идеи не нравятся. Рассуждать о добре и зле с точки зрения торгово-рыночных отношений? Хм…

То есть, что касается зла – то это вполне можно представить… Человек поступает так-то и так-то (в обход существующих норм и правил) и получает от этого выгоду для себя. Заплатил дурным поступком – получил товар, то есть чего-то больше, лучше, легче, чем у всех остальных, которые нормы и правила соблюдают. (У С.Кинга это хорошо показано ) Но если так же рассуждать о добре? Совершил добрый поступок (заплатил) – получил товар (какой? Ну, в общем бонус, как изящно выражается автор).

А чем тогда вообще отличается добро от зла? На рынке все товары и все продавцы одинаковые.

Ну, не знаю… Мне представляется, что добро как раз должно быть вне этой рыночной системы «деньги-товар».