«Гренадилловая шкатулка». Чисто английский детектив. Исторический. Действие происходит в середине XVIII века.
читать дальше
Юный Натаниэл Хопсон, старший подмастерье известного лондонского краснодеревщика Чиппендейла, в рождественские праздники неожиданно получает задание – отправиться в поместье графа Монтфорта, в Кембриджшире, и проследить за сборкой и установкой библиотеки, заказанной графом в мастерской Чиппендейла. Досадно, ведь у Натаниэла были большие планы на предстоящие праздники, он наконец-то изыскал предлог, как подъехать к строгой и неприступной красавице Элис Гудчайлд… Но спорить не приходится, ведь граф желает показать библиотеку своим гостям на новогоднем пиршестве, а Чиппендейл известен своим крутым нравом. Хопсон прибывает в поместье и рьяно берется за дело. Но задуманная демонстрация срывается: во время новогоднего застолья граф ссорится со своими домочадцами и гостями и удаляется, а вскоре всех находящихся в усадьбе пугает звук выстрела. В библиотеке обнаружен труп графа… Родственники и гости единодушно заявляют, что граф, очевидно, покончил жизнь самоубийством. Только простодушный Хопсон неосторожно указывает на ряд несоответствий в картине предполагаемого самоубийства. Заметив враждебность обитателей поместья, Хопсон утешает себя тем, что завтра же покинет это мрачное место. Но на следующее утро, Натаниэл обнаруживает в парке труп своего лучшего друга Партриджа. Что происходит в поместье? Что произошло с Партриджем? Собственно говоря, именно Партридж и должен был устанавливать библиотеку, ведь именно он ее изготовил, но Чиппендейл заявил, что Партридж болен… Неожиданно для себя Хопсон оказывается втянут в расследование зловещего убийства.
Очень атмосферный детектив. Автор в предисловии уверяет, что справлялась с источниками. Интрига закручена в лучших традициях жанра. Ну и кроме того, герои получились очень симпатичные… (хотя нравы, конечно… мда… ) И я даже впервые уж не знаю за сколько времени снова запереживала, кто же окажется убийцей.
Интересно, что в романе действует Чиппендейл. Это я к тому, что упоминания о мебели в стиле чиппендейл мне встречались в английских романах ужасно много раз. И вот он сам появляется в сюжете. (Хотя, слава Богу, не занимается расследованием убийств! ) Да уж. Личность яркая и неоднозначная. Но это, видимо, характерно для всей эпохи…
И если прикинуть, то получается, что так и зарождались все эти великие дома моды, о которых мы сейчас читаем в гламурных журналах. Ну разве что фамилии сменились. Вот взять мастерскую Чиппендейла – чем она по сути отличается от любого современного модного дома? Сам Чиппендейл, как упоминается в романе, уже давно не держал в руках ни столярных инструментов, ни карандашей с красками… Он, что называется, исполняет функцию менеджера… Работает с клиентами, продвигает бренд, поддерживает имидж. А все эти изысканные и великолепные шкафы и столики, которые пережили свое время на века и превратились в произведения искусства, от эскиза и до готового изделия созданы руками подмастерьев, таких как Натаниэл Хопсон или несчастный Партридж, чьи имена остались неизвестными широкой публике и совсем не вошли в историю.
«- Вы когда-нибудь задумывались, Натаниэл, свидетелем каких тайн может стать этот предмет мебели за время своего существования? Как долго он прослужит? Станут ли потомки ваших клиентов ценить его так же, как и их отцы? Или он выйдет из моды и будет стоять в каком-нибудь позабытом углу, как диковинное напоминание о нашем суетном веке?
- Наверно, вы сочтете меня скучным человеком, - нерешительно отвечал я, - но я и впрямь никогда не задумывался об этом. Для меня главное, чтобы клиент был доволен и вновь обратился ко мне с заказом.
Она раздражительно тряхнула головой.
- Вы неисправимый прагматик, Натаниэл. В таком случае, расскажите мне про этот секретер. Какие мысли воплощены в его конструкции? Как его создавали?
Элис созерцала рельефную композицию с изображением нереид, каскадов, ракушек, бантов и листвы. На инкрустированных деревом и медью поверхностях были запечатлены морские чудища, дельфины, храмы, вьющиеся виноградные лозы, листья аканта и птицы. Роскошная вещь – сплошной декор и позолота, за которой и дерева-то не разглядеть.
- Этот предмет мебели примечателен вдвойне. Он отличается как богатством декора, так и сложностью конструкции. Вы фактически не найдете здесь ни одной прямой линии, а чтобы достигнуть этого, нужно было собирать модель по кусочкам. Самые маленькие ящички внутри изготовлены из деревянных пластинок не толще детского ноготка.»
Джанет Глисон
«Гренадилловая шкатулка». Чисто английский детектив. Исторический. Действие происходит в середине XVIII века.
читать дальше
читать дальше