ААА!!! Какое кино мне, наконец, удалось посмотреть в праздники... У меня с детства была мечта, она исполнилась! Я смотрю на диске "Месть и закон".
читать дальше
Кино посмотрено в раннем-раннем детстве. Один раз, в кинотеатре. И больше с тех пор не показывали! Единственное, что я отчетливо запомнила - что все было круто, настолько круто, что просто сказочно хорошо!
Сейчас смотрю и вижу, что это действительно круто. Как здесь стреляют, как здесь дерутся, как здесь танцуют, какие трюки, какие лица! Герои здесь герои, злодеи это злодеи, женщины божественны, старики мудры, моя честь это моя жизнь, - и если бы за кадром запели "Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать", я бы не удивилась.
И конечно, они остались те же, что и в детстве - обаятельный Дхармендра и невыразимо прекрасный Баччан!
Сюжет (классический): селение Рамгарх (это в Индии! ) живет под гнетом разбойничьей банды, которую возглавляет головорез и психопат Габар Сингх. Габар вообще к Рамгарху относится по-особому, потому что здесь живет его старый враг, полицейский в отставке Тхакур. Когда-то Тхакур смог изловить и арестовать Габара, но тот бежал из тюрьмы и сейчас наводит террор по всей округе.
Но и Тхакур не сдается, он на собственные деньги нанимает двух сорви-голов - друзей-авантюристов, гуляющих по всей Индии, Виру и Джая, которым предлагает выполнить задание - поймать Габара. За голову Габара назначена большая награда, Виру и Джай не останутся в накладе... Друзья соглашаются, рассчитывая в свое удовольствие пожить в гостеприимной деревушке на полном содержании. Но им не удается остаться в стороне, Виру и Джай сами не заметили, как намертво вросли в жизнь Рамгарха, и вот уже ведется настоящая война - не из-за корыстного интереса, а чисто по понятиям!
Три с половиной часа идет кино! (на диске написано "полная версия"). Уверена, что в детстве кино было куда короче - максимум двухсерийное. Я как-то сомневалась, что смогу выдержать такой киномарафон, но решила, вспоминая статьи в древних советских киножурналах, что вырезанный объем заполнен песнями и танцами. Ничего подобного! Песен здесь как раз до странного мало... И время прошло просто незаметно.
Сейчас теряюсь в догадках - что же здесь можно было вырезать? Да еще практически наполовину... Здесь нет ничего лишнего! Все абсолютно в тему и в едином духе. Наверно, наверно... вырезали начальные эпизоды с попаданием Виру и Джая из одной тюрьмы в другую. Они чисто комические... И лишиться этих эпизодов очень жалко! Наверно, вырезали и сцену зверской расправы Габара с Тхакуром и его семьей - а это вообще возмутительно, это очень важная сцена! И она великолепно снята, при нынешнем состоянии кинематографа просто удивительно, как съемочная группа умудрилась передать весь ужас происходящего, не залив экран реками крови. Но - умудрились. Вот показана мирная, повседневная жизнь, где каждый занят своим делом, и вдруг, в одно мгновение - просто, чтобы ребенку забежать в дом и выбежать оттуда - все уже мертвы, и во двор заезжают глумящиеся чужаки с оружием, и малыш просто стоит и смотрит исподлобья на главаря, который наставляет на него ружье и взводит курок... И все понятно! Современным кинематографистам должно быть стыдно.
А когда Тхакур приезжает и видит, как вся деревня собралась возле пяти трупов, прикрытых полотном, и он просто смотрит на тела, и тут порыв ветра разом срывает полотно... Очень выразительно! Это уже даже не боевик, это уже эпос, что-то мифологическое...
Вообще получается странно. В этом фильме всего намешано - и комедия, и боевик, и мелодрама, и трагедия... Но все на месте и ничего друг другу не мешает - все как в жизни!
Интересно выглядят Виру и Джай. То есть, Баччан в белом костюме и Дхармендра в джинсах мне запомнились еще с детства... Но сейчас я думаю, что это все было не просто так. Виру и Джай показаны, как чужаки, не имеющие роду и племени. Они индийцы, но одеты по-европейски - в отличие от всех прочих, которых ходят в национальных одеждах. Даже Габар не так резко выделяется - он ходит в каком-то военном прикиде, ну так и силы порядка одеты похоже! А тут Виру начинает выступать на тему "если бы у меня была семья" - и я задумалась: а что, действительно, с их семьями? Они когда-то сбежали в город? Почему-то показалось, что нет... Показалось, что у них никогда и не было семьи и рода, что они вроде как бродяжки, выросшие на городских улицах... да еще и Джай говорит (когда заходит речь о том, что может им остаться жить в Рамгархе) "стрелять научились - и пахать научимся"... Нет, точно, деревенской жизни эти двое никогда раньше не вели!
А если вспомнить, что это все-таки Индия - то не усмотреть ли здесь намек на касты? Это же сельская местность, где несмотря на ХХ век, все до сих пор живут так же, как и пятьсот лет назад... (за исключением современного вооружения ) Интересно, к какой касте можно отнести Виру и Джая?
Нет, все-таки до чего здорово все снято!
Начальная сцена на паровозе - есть что-то глубоко затрагивающе душу советского ребенка, когда показывают бешено несущийся паровоз и преследующих его всадников, палящих из винтовок, и беготня по крышам вагонов. Мы это все видели, это наше родное! (и даже абсолютно неважно, кто едет на паровозе, кто на лошадях )
Идиотские тюремные сцены. Смешно-то смешно, но я здесь усматриваю авторское послание! И заключается оно в том, что вот есть настоящий злодей и душегуб, но закон с ним не может справиться... с кем вообще может справиться такой закон и такие служители закона - это просто смешно.
Басанти со своей нарядной белой лошадкой. Какая она чудесная! (как написано на коробочке, актриса - Хема Малини). Она болтает без умолку, она интересуется всем происходящим, всегда веселится... но если надо, то она тоже будет сражаться до последнего! Когда бандиты погнались за Басанти, это же рехнуться можно! (не знаю, как я в детстве спокойно это все пережила). Такая мирная, разноцветная, разукрашенная повозка - и злобные, вооруженные до зубов всадники (черные! ), которых девушка решительно хлещет кнутиком.
И когда Габар заставил Басанти танцевать - "он живет, пока ты танцуешь!", и как она танцевала среди бандитов, танцевала, когда ей бросали под ноги осколки стекла, танцевала, теряя сознание от палящего солнца... Это все очень здорово снято!
(поразмыслив) наверно, строгие кинокритики могут тут придраться, что вот, Басанти танцует босыми ногами по битому стеклу, и в одном кадре показывают кровь у нее на ногах - а в другом уже вроде и ничего не заметно... Так я считаю, что это все ерунда! Главое, чтобы все было понятно - а что тут непонятного! Ведь видно же, как ей страшно и больно! Что же, вместо этого надо разглядывать в микроскоп, где там следы крови? В конце концов, это же Индия! Здесь танцуют сами боги.
И только дебил ходит в кино с микроскопом!
А великолепный Джай, со своей монеткой (монетку я тоже помню с детства!) Какая сцена, когда Габар требует "пусть они подойдут ко мне и положат головы мне под ноги!" И Джай молча идет среди толпы, и все затаили дыхание, все с ужасом смотрят - но мы-то зрители, верим, что это все неспроста! И когда Джай говорит Виру, что он останется и задержит бандитов, пока Виру сгоняет в деревню за припасами... Сейчас я вижу, что он уже смертельно ранен и знает об этом! Драка у моста, смерть на руках у Виру, погребальный костер... (и в детстве меня родители вынесли из кинотеатра в парализованном состоянии )
Но здесь еще есть и финал - ах, какой финал! Тхакур сам прикончил Габара. И это исключительно правильно! "Змею давят ногами!"
Кстати, Габар тоже вышел изумительно. И мне было смешно - оказыается, злодей Габар из моего детства как две капли воды похож на еще одного бандита-психопата - главаря из фильма "Отчаянный"! У них одинаковые взгляды на жизнь, одинаковый придурковатый стиль общения с подчиненными, даже черты лица довольно похожие! Невольно ожидала, что Габар, прохаживаясь перед своими бандитами, разразится упреками "ну что здесь непонятного? видишь чужака - и стреляешь, это же так просто!" Так что же, может, Родригес тоже смотрел "Месть и закон"? А между прочим, Бандерасу тоже бандиты поранили руки, и он не смог играть на гитаре!
Прекрасный, волшебный фильм! Какие фильмы были в моем детстве - очень правильные фильмы!
"За право жить по совести приходится платить, и платить очень дорого."
Отправилась искать картинки. Картинки мелкие!
А вот актеры с режиссером на съемках... включая и Габара (крайний справа)
Sholay
ААА!!! Какое кино мне, наконец, удалось посмотреть в праздники... У меня с детства была мечта, она исполнилась! Я смотрю на диске "Месть и закон".
читать дальше
читать дальше