воскресенье, 02 октября 2011
От нечего делать решила составить личный топ-10 попаданцев.
![:rotate:](http://static.diary.ru/picture/1163.gif)
А то вот в Мире фантастики составляют всякие десятки, то русской нечисти, то полководцев, то еще чего... А про попаданцев не помню (может, пропустила).
Попаданцами решила считать людей, которые из своей обычной среды обитания попали по той или иной причине совершенно в другую, при чем должен быть фантастический элемент, то есть, при обычных условиях человек туда никак не попадет - например, просто переехать в другую страну не считается.
Тут же вспомнилась целая куча попаданцев, которые даже не влезли в запланированную десятку.
![:laugh:](http://static.diary.ru/picture/1126.gif)
Поэтому пришлось взять какие-то критерии для того, чтобы распределить всю эту пеструю компанию.
критерии у меня получились такие: 1) способ попадания - насколько обоснован/прописан/логичен и т.д. 2) адаптация к обстановке - опять же, насколько обоснованно и логично герой вписывается в новую для него реальность, как справляется, не подыгрывает ли ему автор...
![:shuffle:](http://static.diary.ru/picture/1486.gif)
3) как герой и обстановка влияют друг на друга, то есть, должны же в результате взаимодействия произойти какие-то перемены в герое ли, в обстановке ли... 4) что интересного автор извлек из того, что сделал героя попаданцем. 5) какой, вообще, результат получился - насколько все вышло убедительно, пронзительно, интересно, в конце концов, или нет.
читать дальше
Не вошедшие в десятку, после тщательной оценки по критериям, но я же их все-таки вспомнила! Жалко выбрасывать. ![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
15. Куда уж еще двигаться за 15-ю позицию, поэтому последние вспомнившиеся тут находятся оба.
Две масштабные саги - Джулиан Мэй "Изгнанники в плиоцен" и П.Гамильтон "Пришествие ночи".
У Дж.Мэй (которую я недавно вспоминала), герои из своего развитого общества добровольно отправляются в доисторический мир, где в дальнейшем и происходит все действие. Но - способ перемещения буквально только обозначен, что уж тут говорить об обоснованности. Переместившись, герои взаимодействуют только друг с другом, обстановка никак не задействуется в сюжете. Собственно, тут для автора вообще, видимо, важно было только, что персонажи находятся в замкнутом мире, откуда не могут никуда выбраться, и ни у кого не могут попросить помощи, так что даже если бы действие происходило не в доисторическом мире, а на какой-нибудь затерянной космической станции, для сюжета бы ничего не изменилось.
У П.Гамильтона персонажи из прошлого попадают в современный мир. Способ опять же крайне туманный. Попав в современность, перемещенные опять же по воле автора, обладают сверхъестественными способностями, что позволяет им с легкостью подавить сопротивление окружающих. Отчего у этих типов сверхъестественные способности, я опять же не очень уловила. За исключением этого, все захватывающе интересно. ![:cool:](http://static.diary.ru/picture/1164.gif)
14. "Апрель в Париже" Урсулы Ле Гуин
Средневековый мистик посредством всяких пентаграмм вызывает к себе людей из других времен. Так они и решают остаться все вместе.
Способ попадания опять чрезвычайно схематично описан.
Адаптация к обстановке и все прочее вообще отсутствует, что у меня вызывает сомнения.
В смысле. что наш современник или человек из далекого будущего (предполагаемо технологически развитого) будет себя так хорошо чувствовать, вдруг оказавшись в средневековой Франции. А средневековая Франция вдруг ни на кого из них не обратит внимания.
Но тут я понимаю, что автор просто изобразила людей, которые решили выйти из всякого времени вообще.
И это очень симпатичный рассказ, и мне нравится. ![:tease4:](http://static.diary.ru/picture/3234497.gif)
13. Марк Твен. "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура."
сюжет всем известен.
Способ попадания туманный, и опять же автору нужно было построить условную схему... Адаптация героя и взаимодействие с окружающими тоже достаточно сомнительны. То есть, я не спорю, что опытный инженер может и в состоянии устроить при дворе короля Артура все эти типографии, телефонные станции и т.д. Но чтобы окружающие это так спокойно приняли?
Правда, в итоге недовольные элементы все-таки добились высылки героя и восстановления статус кво. ![:laugh:](http://static.diary.ru/picture/1126.gif)
Автор хотел сделать сатиру, он ее с блеском сделал. А для сатиры вполне допустима и условность деталей. ![:rotate:](http://static.diary.ru/picture/1163.gif)
12. Дж.Д.Карр "Пылай, огонь".
Энергичный герой из ХХ века попадает в самое начало XIX. Скотланд-Ярд еще только зарождается. Герой, с современными знаниями по криминалистике, методике расследования и т.д. активно подключается к делу и способствует становлению этой прославленной организации.
Претензии тут могут быть только по способу попадания - не понятно, с чего вдруг героя перенесло отсюда туда. Ну и, немножко все-таки слишком легко герой приспособился к обстановке, все ж таки он не обладал специальными знаниями по истории...
А так, получился симпатичный и захватывающий детектив. ![:yes:](http://static.diary.ru/picture/1336.gif)
11. Сэр Макс, который, как всем известно, из Ехо. ![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Сэр Макс двигался, двигался по ступеньками, пока не оказался вообще за десяткой. Почему - я решила, что сэр Макс уж слишком одарен всякими волшебными свойствами. Он даже испугаться не успевает, как уже опять все образовалось.
Может, он вообще не из нашего мира, так что, собственно, возникает сомнение, можно ли его назвать попаданцем. ![:tease4:](http://static.diary.ru/picture/3234497.gif)
ага, наконец, добралась до десятки.
10. А.Д.Фостер "Чародей с гитарой".
Способ попадания ясен и понятен. Но герой приспосабливается к обстановке практически мгновенно. С другой стороны, это достаточно дружелюбный мир, где живут милые (большей частью) зверюшки. А у героя имеются некоторые магические способности. Хотя он и классический волшебник-недоучка, как из песни Пугачевой. Так что хотя герой и воздействует на окружающее своим колдовством, основанном на песнях нашего мира, но по большому счету, для волшебного мира ничего не изменилось. Ну, еще один волшебник, что такого.
Тем не менее, автору все-таки нужен был попаданец из нашего мира, иначе как же переделывать наши песни в магические заклинания? ![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
читать дальше
9. С.Кларк "Затерянные во времени".
Группа случайных людей, случайно оказавшихся на стадионе, внезапно перемещается во времени. Автор, со свойственным ему вкусом к ужастикам, во всех деталях рассматривает, кто как воспринял переход, с кем чего случилось, постепенно добавляя персонажам то один, то другой новый кошмар. Тем не менее, к концу появляется свет в конце туннеля. Для тех, кто смог дожить. ![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Способ перемещения автор не описывает. Ну вот начались тут сдвиги во времени, и все тут. С другой стороны, раз повествование последовательное, то оно и по сюжету подходит, пока герои находятся в таком же потрясении, что и читатель, и пытаются разобраться, что вообще происходит, и что делать.
А воздействовать на обстановку тут и не успеть, потому что перемещения так и продолжаются.
читать дальше
8. О.Панкеева. Цикл про Судьбу короля. ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Сюжет, опять же, всем известен. Способ перемещения... хм, насколько я помню, то вроде бы до конца не изучен.
Но зато герои приспосабливаются к обстановке в меру своих сил, а мир очень сильно изменяется под влиянием этих перемещений.
читать дальше
7. В.Медведев. Баранкин, будь человеком!
Я очень надеюсь,что сюжет и тут всем известен.
Способ перемещения - желание Баранкина. Ну... в конце концов, это сказка.
Герой, попав в новую обстановку, действует по своему характеру, но очень реалистично. Никаких сверхспособностей не появляется. Способности самые среднестатистические. Для воробьев или бабочек там...
Обстановка от попадания героя не меняется никак. Окружающий мир даже ничего не заметил.
Но автор использовал своего попаданца на всю катушку. ![:tongue:](http://static.diary.ru/picture/1142.gif)
Ни ночью, ни днем
Не хочу быть муравьем!
Я хочу навеки
Быть человеком! ![:super:](http://static.diary.ru/picture/1352.gif)
читать дальше
6. Ф.Прэтт, Л.Спрэг де Камп. "Дипломированный чародей".
Гарольд Ши! Классика жанра. Способ попадания, адаптация героя, взаимодействие... все просто блеск. Но правда, попадает герой в книжную реальность, так что... ![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
читать дальше
5. Д.Дункан "Седьмой меч".
по велению богов, довольно хилый интеллигент попадает в фэнтези-мир и оказывается в теле самого крутого воина этого мира. Цель - спасение мира, а как же. ![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
Со способом не поспоришь, боги велели...
С адаптацией тоже все в порядке, раз боги любезно подобрали попаданцу такое тело. Но автор ухитряется показать, что проблемы все равно будут, хотя бы на уровне психологии и философии.
читать дальше
4. Р.Асприн "Вокзал времени" (цикл)
Внезапно посреди цивилизации третьего тысячелетия открываются порталы в другое время. Некоторые из них достаточно стабильны, зафиксированы на определенное время/пространство. Одни уже исследованы и активно разрабатываются. Возле них построены вокзалы времени, образовалась целая инфраструктура - разведчики времени, проводники, служащие, военные силы... Другие порталы нестабильны, непредсказуемы, неизвестно, куда они ведут, чего от них ожидать, и надолго ли они сохранятся.
Автор исследовал проблему вдоль и поперек, попаданцы движутся в обе стороны - из нижнего времени в верхнее и наоборот, проблемы взаимодействия, конфликты культур, все, что угодно. ![:cool:](http://static.diary.ru/picture/1164.gif)
читать дальше
3. Я.Ларри. "Необыкновенные приключения Карика и Вали".
Дети под воздействием новейшего научного средства уменьшаются в размерах и попадают в мир насекомых. Все предельно реалистично. Цель автора - познакомить читателей с окружающим миром. Получилось здорово. ![:super:](http://static.diary.ru/picture/1352.gif)
читать дальше
2. Дж.Д.Карр. "Дьявол в бархате".
Исторический детектив. Профессор истории заключает договор с дьяволом и попаадет в ту самую эпоху, которую так долго изучал. Он знает ее в мельчайших деталях, он рассчитывает выяснить темные моменты, не освещенные в источниках. Однако, ему приходится заняться расследованием преступления, которое затевается в кругу его семьи - то есть его семьи в той эпохе.
Используя прием попаданца, автору удалось написать детектив с исключительно необычного угла зрения. ![:super:](http://static.diary.ru/picture/1352.gif)
читать дальше
1. К.Уиллис "Пожарная станция".
Долго думала, но все же по личному впечатлению, этот небольшой рассказ заслуживает только первого места.
В далеком будущем студенты историки должны пройти практику, пожив какое-то время в той или иной эпохе. Герой рассказа попадает на практику в Лондон времен второй мировой, и должен участвовать в добровольческих отрядах, которые тушат пожары и ликвидируют зажигательные бомбы после воздушных налетов фашистской авиации. А также не забывать о грядущем отчете и фиксировать происходящее с научной точки зрения. Правда, герою трудно остаться отстраненным и равнодушным.
Эмоциональное воздействие зашкаливает. Я так понимаю, цель автора - показать, что история - это не что-то книжное и далекое, это здесь и сейчас.
"Погибшие: кошка - одна. " Все, как вспомню, так опять пробирает. ![:tear:](http://static.diary.ru/picture/578792.gif)
классные вещи были. вспомнить бы еще авторов и названия))
светлые_сумерки, в тело дракона - это, наверно, Г.Диксон "Дракон и Джордж".
Вот про летчиков мне ничего не говорит.
Ну, это все равно личный топ.
О, все-таки ты взялась за Карра
Чевиот оказался в прошлом на месте другого человека из этого прошлого, с его внешностью, положением и знакомствами, что облегчило врастание.
Но все-таки почему его перенесло вместо другого-то?
Мне вспомнились вдобавок сразу 2 вещи - "Круг Александра" У. Форсчена, где ууже очень больного тов. Македонского забирают в будущее тамошние олигархи, и он играет за команду людей на искусственной планете против тоже спасенного из прошлого полководца-инопланетянина (вот такие у них там игры, что было ставкой, уже не помню)
И "Да не опустится тьма" Спрэг де Кампа - весело и вкусно
Можно вспомнить "Бегство Земли" Карсака - там главный герой попал из будущего в наше время, хотя весь его рассказ исключительно о будущем. Но формально это попаданец.