И опять прекрасное.
![:bcat:](http://static.diary.ru/picture/2429764.gif)
Из книги М.Л.Гаспарова "Записи и выписки".
"В.О.Ключевский: Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий."
"Спрос на старину - это прежде всего отшатывание от настоящего."
"Каждая культура строит свое настоящее из кирпичей прошлого, каждая эпоха склонна думать, будто прошлое только о том и заботилось, чтобы именно для нее поставлять кирпичи. Постройки такого рода часто разваливаются: старые кирпичи выдерживают не всякое новое применение."
"В самоутверждении нуждается только то, что его не стоит."
"На протяжении нескольких поколений нам изображали наше отечество по классической формуле графа Бенкендорфа (только без ссылок на источник): прошлое России исключительно, настоящее - великолепно, будущее - неописуемо."
"Они исходят из предпосылки: раз я читаю это стихотворение, значит, она написано для меня. А на самом деле для меня ничего не написано, кроме стишков из сегодняшней газеты."
"Наука всегда начинается с интуиции: с выделения того, что нам интуитивно кажется заслуживающим изучения."
"Шопенгаэур: Ах, если бы с книгами нам продавали время для их чтения..."
читать дальше
"Мандельштам писал: у интеллигента не биография, а список прочитанных книг."
"М.Н.Покровский: Идеализм рождается у господствующих классов от привычки сказать слово и получить вещь; вот так и Бог сказал: да будет свет - и стал свет."
"Книги с полок обступают меня, и каждая спрашивает: "Почему ты меня так мало использовал?"
"Смысл всякой критики: "Если бы я был Господом Богом, я бы создал этого автора иначе."
"Ходить по лабиринту - научиться можно и даже интересно, но ведь чем лучше этому научишься, тем быстрее попадешься Минотавру. XIX век на том и пострадал: он думал, что научиться ходить по лабиринту - это уже и значит победить Минотавра."
"Лесков: Недозволенной мысли он не скажет, но дозволенную скажет непременно соблазнительным образом."
"Евг.Иванов писал Блоку по поводу секундантства: "Помилуй, что ты затеял: что если, избави Боже, не Боря тебя убьет, а ты Борю, - как ты тогда в глаза ему смотреть будешь? И потом, мне неясны некоторые технические подробности, например: куда девать труп..."
"Естественные науки существуют для того, чтобы человечество не погибло от голода, гуманитарные - чтобы не погибло от самоистребления."
"Временного себя он правит с точки зрения постоянного себя."
"Был международный круглый стол переводчиков: все жаловались на авторов, знающих язык переводчика и тем сковывающих его свободу. Как будто заговор авторов против мировой культуры."
"Подгонка под ответ - таков механизм функционирования культуры. Нам задано: Шекспир, Рембрандт, Бах - великие художники; и нам предложено: извольте каждый обосновать почему. Кто выполнит это подробнее и оригинальнее, тот и культурнее."
"Я неверующий", - сказал я. "Но православный неверующий?" - забеспокоился старый Ш. И услышав "да", успокоился."
"Дюрренматт: Когда государство начинает убивать, оно всегда зовет себя отечеством."
"Свобода была благом, когда высвобождаемые силы личности обращались на природу, и стала злом, когда обратились на общество. Тоска о борьбе с природой (за полюс, космос и т.д.) - это стремление снова почувствовать свободу как благо."
"Вяч.Иванов на вопрос "Верите ли вы в Христа?" загадочно ответил: "Только в пределах солнечной системы."
"К истории она //Грабарь-Пассек//подходила очень трезво: когда мы переводили поздних латинских авторов, она говорила: "Почему таким светопреставлением воображают взятие Рима варварами? Рим был каменный, горел плохо, дома разбивать было некогда. Эти варвары могли только взять и унести, что плохо лежит: это мы в гражданскую войну видели."
"У Шкловского есть книжка случайных статей "Поденщина", где он пишет, что время умнее нас, и поденщина, которую нам заказывают, бывает важнее, чем шедевры, о которых мы мечтаем."
"Вкус может сплачивать (и раскалывать) общество не меньше, чем, например, вера."
"...Мы пошли по всем начальственным инстанциям издательства снизу вверх. Я заметил, что начальники на этих ступенях чередовались: умный - дурак - умный - дурак; универсальное ли это правило, не знаю."
"Если Еврипиду не нравилась "Электра" Софокла, он брался и писал свою собственную "Электру". Современный литератор вместо этого написал бы эссе "Читая "Электру".
"Мне предложили прочитать в спецхране английскую книжку - воспоминания председателя украинского колхозя, бежавшего на Запад; я перескажу это одному историку, а он напишет рецензию. Я прочитал, меня спросили: "Как?" - "Интересно." - "Они, антисоветчики, всегда интересно пишут", - осуждающе сказал редактор."
"Паустовский выпустил новую книгу, я написал ей похвалу для факультетской стенгазеты, но, по-видимому, слишком непривычными словами: все решили, что я не хвалю его, а ругаю, и поклонницы Паустовского собрались меня бить. Тут я понял, что в критики не гожусь."
"Плиний Старший, который прочел все книги на свете, говорил: "Нет такой книги, в которой не было бы чего-то полезного."
"Бывают эпохи, когда просветительство остается заботой столь немногих, что их деятельность кажется эсотерической причудой."
"Главное в том, чтобы считать, что дважды два - четыре, а не столько, сколько дедушка говорил (или газета "Правда", или Священное Писание, или последний заграничный журнал)."
"Каждому поколению хочется, чтобы история кончилась именно на нем."
"Верлибр - это подстрочник ненаписанных шедевров."
"Брехт: Можно плыть по ветру и против ветра, но нельзя со вчерашним или завтрашним ветром."
"Зачем отвергать? Если останется только то, что нам нравится, - ведь станет очень скучно. Мир, нравящийся нам, был бы ужасен."
"Корабли Тихоокеанского флота даже выходят в дальние походы, - как говорят офицеры, вопреки реальности", - говорил командующий по телевизору. Как будто вся Россия существует не вопреки реальности."
"Криминолог Н.Гернет писал: "Воспитание человека начинается за сто лет до его рождения."
"Христос - как бог из машины, пришедший вызволять запутавшееся человечество. И что из этого получилось?"
"При Пушкине "писать для себя" и "печатать для денег" можно было одни и те же вещи, теперь только разные."
"Читая любой перевод "Вертера" ХХ века, всякому ясно: не может такой переведенный застрелиться!"
"Гете сказал: Между двумя крайностями лежит не истина, между ними лежит проблема."
"В газете: "Почему мы умеем делать только историю, и больше ничего?"
"Этика - это расписание, кого можно обижать в первую очередь и кого во вторую; потому что если кто попробует без разбора никого не обижать, это обернется еще больнее."
"Собственно, "великое произведение" мы говорим для краткости вместо: "произведение, такими-то признаками возбуждающее такие-то эмоции у лиц такого-то пола, возраста и темперамента, принадлежащих к такой-то субкультуре".
"Для понимания предмета нужно его переводить на какой-то другой язык. Трудности современной русской философии в том, что она потеряла свой марксистский язык, а получила лишь язык русских религиозных мыслителей да хаотически наплывающие языки самоописаний современной западной философии. С.Д.Серебряному кто-то сказал: "При советской власти писать было легче, потому что тогда маразм был системный, а теперь нет."
"Я не политик и не знаю, какой вариант пути лучше. Но я словесник, и я вижу, что разговаривать с народом у нас никто не умеет и не хочет."
"Мы называем вещь пошлой за то, что она напоминает нам о чем-то в нас, что мы сейчас хотели бы не вспоминать."
"Мы все идем в будущее задом, да еще и зажмурившись."