понедельник, 24 марта 2014
"Призрак толпы". Философская книжка.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Здесь помещены К.Ясперс "Власть массы" (из книги "Духовная ситуация времени") и Ж.Бодрийяр "Фантомы современности" (написано, что отрывки из книги).
Неизвестно почему, читая сведения на озоне, я решила, что тут будут рассуждать о масскультуре.
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
И что будет интересно почитать... Ну, тут не совсем именно про это... разве что у Бодрийяра в конце... Но все равно очень интересно.
![;-)](http://static.diary.ru/picture/1137.gif)
(гордится своим внезапным приобщением к философской мысли
![:lol:](http://static.diary.ru/picture/1135.gif)
)
Первая часть - что касается К.Ясперса - мне как-то больше понравилась.
![:shuffle2:](http://static.diary.ru/picture/3222336.gif)
Все так ясно, четко, логично, доходчиво и понятно. Изложено нормальным человеческим языком.
![:smirk:](http://static.diary.ru/picture/3222534.gif)
А у Бодрийяра больно много используется всяких хитровыкрученых терминов (на взгляд чайника), чтобы выразить простую мысль...
![:gigi:](http://static.diary.ru/picture/1134.gif)
Дискурс и экскурс, да уж.
читать дальшеЯсперс: существует, по крайней мере, два типа восприятия (сознания?). Согласно восточному, все происходит циклично. Но восточный он не рассматривает, поскольку является человеком западной культуры. А по западному типу - развитие происходит экспансивно. Быстрее, выше, сильнее. Глубже и дальше. Все такое. Все время должен происходить прогресс. В ходе этого развития прогресс достиг постепенно такого уровня, когда практически все общество обеспечено по потребностям (по крайней мере, всем необходимым для выживания вида). Но тут и возник кризис. Чем больше общество (западное) расширяется, тем большее количество людей должно быть вовлечено в этот процесс, а чем больше людей вовлекается, тем больше это ведет, так сказать, к оптимизации и автоматизации. В общем, общество превращается в огромный механизм, в котором люди должны выполнять те или иные функции, чтобы поддерживать его эффективное существование. Таким образом, вместо отдельных индивидов возникает масса. В данном обществе возникают совсем другие отношения и принципы. Приветствуется однообразие, поскольку для общества выгодна взаимозаменяемость его членов, отдельный человек сводится к функции, винтику. Индивидуальность рассматривается, как нечто не представляющее сиюминутной пользы, а часто и нечто опасное. Любой процесс или явление в таком обществе стремятся рационализировать, свести к чисто техническому процессу... любая иррациональность должна быть исключена. Опасность заключается в том, что масса при таком подходе замыкается на себя и не способна породить лидеров, которые одни только и могут двигать прогресс дальше. Потому что масса сама по себе, обезличенная, не способна ничего выразить, принимать решения и нести ответственность. И т.д.
Вот, вроде так это я уловила. ![:shuffle:](http://static.diary.ru/picture/1486.gif)
Ясперс писал свою работу, как я поняла, в начале ХХ века. Бодрийяр писал в конце ХХ века. Таким образом, получается, что он рассматривает то же общество уже после значительного периода развития. Приходит к неутешительным выводам. Изменения таки произошли, масса замкнулась сама на себя.
(он ее выразительно сравнил с "черной дырой") И сейчас уже буквально ничего из разработанного прежде научного метода не подходит, все приобрело абсолютно новые характеристики... а вот какие именно, никому не известно, потому что даже неясно, как подступиться к исследованию явления. ![:eyebrow:](http://static.diary.ru/picture/620531.gif)
Ясперс считал, что, по текущему состоянию, возможны два пути развития - или произойдет коллапс цивилизации (западной!), или это только явления кризисного характера и в результате появится человек нового типа (нет, он не знал, какого именно).
Бодрийяр считал, что коллапс уже произошел, с уже указанными признаками. И различными интересными эффектами...
По идее, это все очень относится к настоящему положению дел.
Требует обдумывания.
@темы:
Книги