Привидение кошки, живущее в библиотеке
Поскольку тут случилась некоторая дискуссия касательно Булгакова и творческой интеллигенции, думаю, что эти материалы довольно любопытные. ![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
Из книги "Дневники Мастера и Маргариты".
Донесение осведомителя в ОГПУ на Булгакова. Июль 1926г. Сделано в период подготовки к постановке пьесы "Дни Турбиных".
"По поводу готовящейся к постановке пьесы "Белая гвардия" Булгакова, репетиции которой уже идут в Художественном театре, в литературных кругах высказывается большое удивление, что пьеса эта пропущена Реперткомом, так как она имеет определенный и недвусмысленный белогвардейский дух. По отзывам людей, слышавших эту пьесу, //заметьте, что Булгаков много читал свои произведения, но только знакомым из своего круга// можно считать, что пьеса, как художественное произведение, довольно сильна и своими сильными и выпукло сделанными сценами имеет определенную цель вызвать сочувствие по адресу боровшихся за свое дело белых.
Все признают, что пьеса имеет определенную окраску. Литераторы, стоящие на советской платформе, высказываются о пьесе с возмущением, особенно возмущаясь тем обстоятельством, что пьеса будет вызывать известное сочувствие к белым. Что касается антисоветских группировок, то там большое торжество по поводу того, что пьесу удалось протащить через ряд "рогаток". Об этом говорится открыто."
А это - протокол допроса Булгакова в ОГПУ, 22 сентября 1926 года.
читать дальше
![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
Из книги "Дневники Мастера и Маргариты".
Донесение осведомителя в ОГПУ на Булгакова. Июль 1926г. Сделано в период подготовки к постановке пьесы "Дни Турбиных".
"По поводу готовящейся к постановке пьесы "Белая гвардия" Булгакова, репетиции которой уже идут в Художественном театре, в литературных кругах высказывается большое удивление, что пьеса эта пропущена Реперткомом, так как она имеет определенный и недвусмысленный белогвардейский дух. По отзывам людей, слышавших эту пьесу, //заметьте, что Булгаков много читал свои произведения, но только знакомым из своего круга// можно считать, что пьеса, как художественное произведение, довольно сильна и своими сильными и выпукло сделанными сценами имеет определенную цель вызвать сочувствие по адресу боровшихся за свое дело белых.
Все признают, что пьеса имеет определенную окраску. Литераторы, стоящие на советской платформе, высказываются о пьесе с возмущением, особенно возмущаясь тем обстоятельством, что пьеса будет вызывать известное сочувствие к белым. Что касается антисоветских группировок, то там большое торжество по поводу того, что пьесу удалось протащить через ряд "рогаток". Об этом говорится открыто."
А это - протокол допроса Булгакова в ОГПУ, 22 сентября 1926 года.
читать дальше
Травили его другие писатели (которые, кстати заткнулись бы на раз, вступись за него сам сам Сталин!они его боялись).
Так как раз тут и заключался маразм ситуации! Ну, в рамках существующей на данный момент картины мира. Сталин - пусть не вступился напрямую, но по крайней мере, неоднократно демонстрировал, что ему нравится пьеса Булгакова. Он неоднократно посещал представления в театре. Он даже конкретно спросил какого-то театрального деятеля (не помню, какого), почему так мало ставят Булгакова, он же хороший драматург?
Но это ни на что не повлияло!
«тыкая ногтем лаковым,
он дает социальный заказ
На "Дни Турбиных" -
Булгаковым».
Но с Маяковским, по крайней мере, понятно... также, как с Вишневским. Они, так сказать, "стояли на советской платформе", так что там, может, чисто на эмоциональном уровне - неприятие идеологии. Но они же не скрывались, а открыто писали в прессе? Я почему-то не думаю, что Маяковский или Вишневский стали бы писать доносы в ОГПУ. И уж всяко разно, они не ходили к Булгаковым рассиживать в гостях и слушать чтение.
Но там была и другая категория, которые постоянно бывали у Булгаковых, просили читать, выражали всякое восхищение, прямо требовали и выпрашивали пьес и текстов. Но как только доходило до дела...
Ну, если принимать за истинное высказывание "они слишком боялись Сталина", то уже один факт, что он неоднократно был на представлениях и даже аплодировал, и обратился с прямым вопросом "почему нет пьес Булгакова" - был бы достаточным, чтобы у Булгакова ставили все подряд?
Для сравнения - у А.Н.Т. (по крайней мере, судя по дневникам Булгаковых) не было никаких проблем с постановками, хотя часто произведения были слабые и недоработанные.
Я имела в виду - может, кто-то конкретно где-то высказался, что это именно Сталин запретил ставить Булгакова.