Привидение кошки, живущее в библиотеке
М.Л.Рукетт "Познание масс. Очерки политической психологии".
"Все общества состоят из индивидов, как наивно скажут некоторые личности, блистающие превосходным незнанием истории".
"Мысль о том, что для того, чтобы управлять, следует убедить, вообще-то вытекает из существования права на голосование, и эта необходимость возрастает вместе с количеством тех, кто голосует, а также вместе с увеличением количества сетей влияния."
"Политический дискурс санкционируется не его отношением к истине, а его отношением к эффективности. Только один новейший западный обман (происхождение которого хорошо понятно: оно является промышленно-экономическим) дает возможность спутать оба этих понятия и непременно считать истинным то, что является достаточно оперативным. При подобном подходе прав тот, кто убедил наибольшее количество людей; а тот, кто не умножает благ, совершает ошибку. Таким образом, мы развиваем логику прагматизма, которая кажется непревзойденной, поскольку она охватывает само становление общества."
"Город больше предполагает совокупность, нежели число, создававшее этот город."
"Ключ к пришествию СМИ в политику содержится в нескольких словах: того, что не обозначено для публики, предположительно считающейся уравненной, - для этой публики не существует. Так нацеливаются на создание необходимого посредничества между действительностью и сознанием людей. Люди, будучи зависимыми, информированными, воспитуемыми, вечно пребывают в состоянии научения.
Предположим, что каждая вещь в мире воплощена в образ, который представлен на обозрение и одновременно закреплен. В смысле тенденции это является тем, что мы знаем, начиная со времен всемирного распространения фотографии и распространения электронных средств. Подобие... приобретает больше истинности, чем модель. Подлинно более, чем действительное, то, что задано видеть в действительном, как раз потому, что это задано, то есть одновременно подготовлено и проверено, социально инвестировано и оценено. Те образы, которые телевидение предлагает о войне, например, выводят войну на уровень официального зрелища (во всех подробностях мы это видели в 1991 году при показе войны в Персидском заливе), зрелище, по которому разделение голосов, похоже, гарантирует законность самого спектакля. Таким образом, вопрос о правдивости оказывается устраненным, как неподобающий, неподходящий к употреблению и, в целом, беспричинно умозрительный: нет возможности отрицать то, чего мы не видим; можно опровергнуть свидетельство, выраженное кем-то единственным, чего не скажешь о свидетельстве, полученном миллионами. Сбивающая с толку сложность мира становится знакомой и разделенной простотой. Мгновенно увиденное всеми служит пищей для бесед."
"Все лучше и лучше узнавать мир означает все больше и больше - до бесконечности - устанавливать в нем различия."
"Мысли коллектива присуща слабая озабоченность связностью. Поэтому весьма обыденным является не только то, что мнения индивидов не приходят в гармонию с их поведением, но даже то, что их позиции не согласуются между собой."
читать дальше
"Все общества состоят из индивидов, как наивно скажут некоторые личности, блистающие превосходным незнанием истории".
"Мысль о том, что для того, чтобы управлять, следует убедить, вообще-то вытекает из существования права на голосование, и эта необходимость возрастает вместе с количеством тех, кто голосует, а также вместе с увеличением количества сетей влияния."
"Политический дискурс санкционируется не его отношением к истине, а его отношением к эффективности. Только один новейший западный обман (происхождение которого хорошо понятно: оно является промышленно-экономическим) дает возможность спутать оба этих понятия и непременно считать истинным то, что является достаточно оперативным. При подобном подходе прав тот, кто убедил наибольшее количество людей; а тот, кто не умножает благ, совершает ошибку. Таким образом, мы развиваем логику прагматизма, которая кажется непревзойденной, поскольку она охватывает само становление общества."
"Город больше предполагает совокупность, нежели число, создававшее этот город."
"Ключ к пришествию СМИ в политику содержится в нескольких словах: того, что не обозначено для публики, предположительно считающейся уравненной, - для этой публики не существует. Так нацеливаются на создание необходимого посредничества между действительностью и сознанием людей. Люди, будучи зависимыми, информированными, воспитуемыми, вечно пребывают в состоянии научения.
Предположим, что каждая вещь в мире воплощена в образ, который представлен на обозрение и одновременно закреплен. В смысле тенденции это является тем, что мы знаем, начиная со времен всемирного распространения фотографии и распространения электронных средств. Подобие... приобретает больше истинности, чем модель. Подлинно более, чем действительное, то, что задано видеть в действительном, как раз потому, что это задано, то есть одновременно подготовлено и проверено, социально инвестировано и оценено. Те образы, которые телевидение предлагает о войне, например, выводят войну на уровень официального зрелища (во всех подробностях мы это видели в 1991 году при показе войны в Персидском заливе), зрелище, по которому разделение голосов, похоже, гарантирует законность самого спектакля. Таким образом, вопрос о правдивости оказывается устраненным, как неподобающий, неподходящий к употреблению и, в целом, беспричинно умозрительный: нет возможности отрицать то, чего мы не видим; можно опровергнуть свидетельство, выраженное кем-то единственным, чего не скажешь о свидетельстве, полученном миллионами. Сбивающая с толку сложность мира становится знакомой и разделенной простотой. Мгновенно увиденное всеми служит пищей для бесед."
"Все лучше и лучше узнавать мир означает все больше и больше - до бесконечности - устанавливать в нем различия."
"Мысли коллектива присуща слабая озабоченность связностью. Поэтому весьма обыденным является не только то, что мнения индивидов не приходят в гармонию с их поведением, но даже то, что их позиции не согласуются между собой."
читать дальше
Но абзац про тоталитаризм - это классика жанра. Нам нужно объявить что-то тоталитаризмом, поэтому мы просто сделаем своё определение тоталитаризма, чтобы то, что нам хочется объявить тоталитаризмом под него подходило.
Можно считать, что тоталитаризм достиг успеха, когда эта этика до такой степени въелась гражданам в плоть и кровь, что они сами защищают ее, начинают сами контролировать поведение другие граждан в соответствии с ее нормами.
Вот это, простите, чушь. У человека просто исторически работает интуитивная система распознавания "свой"-"чужой". Она у наших предков развилась в результате эволюции, в животном мире без неё никак. Поэтому везде и всегда граждане будут плохо реагировать на тех, кого они считают не таким, как они. Это не имеет никакого отношения к тоталитаризму. Но в контексте обсуждаемого вопроса важно, насколько человек, которого окружающие признают "не таким", имеет шансы нормально жить. И насколько легко угодить в "не такие". И как раз видно, что с каждым годом граница между "такими" и "не такими" всё больше размывается, и даже будучи "не таким" можно успешно процветать и даже не замечать, что тебя кто-то осуждает.
Да, любая общность требует пожертвовать своей личной свободой ради неё. И что? Да, человек существо социальное, и он почти наверняка будет искать "своих" и к ним прибьётся. Но мы как раз сейчас наблюдаем растущую атомизацию общества. Ибо человеку, в общем-то, не обязателен миллион единомышленников, человек не в состоянии столько воспринять. Поэтому любое крупное течение будет дробиться и дробиться, и обратное объединение может произойти только под влиянием ощущения сильной опасности.
У человека просто исторически работает интуитивная система распознавания "свой"-"чужой".
Ну, исторически работает, но у автора теория, что это действительно для малых общин. А если брать большую массу, тот же город с населением в несколько миллионов человек, где невозможно знать всех и обо всем, то тут уже возникает проблема информирования - к примеру, фрагмент про СМИ. Если что-то не "обозначать", то есть, не информировать об этом население, то этого как бы не существует.
Вот там еще есть, пока не успела написать -
"Позиция власти осуществляется через разумную позицию: говорить или делать, но говорить то, что надо делать, или делать то, что надлежит сказать, и замалчивать невыполнимое."
Начало немного корявое (проблемы перевода), но, мне кажется, очень по делу.
Если читать то, что ты процитировала, получается, что общество, в котором, скажем, есть заповедь "не убий" более тоталитарно, чем общество, в котором этой заповеди нет. Вообще, получается, что наличие любых законов (особенно тех, с которыми граждане согласны), для автора означает наступление тоталитаризма
Ну, исторически работает, но у автора теория, что это действительно для малых общин.
Система "свой"-"чужой" работает у всех. Её работу в современном обществе мы можем наблюдать сплошь и рядом.
А если брать большую массу, тот же город с населением в несколько миллионов человек, где невозможно знать всех и обо всем, то тут уже возникает проблема информирования - к примеру, фрагмент про СМИ.
Но невозможность знать всех и обо всём как раз и приводит к тому, что в современном обществе человек может быть "неуловимым Джо" гораздо легче. И никто его контролировать не будет, потому что кому он вообще сдался? А в малых общинах это как раз не работает, человек, живущий в малой общине и не поддерживающий хороших отношений с общиной автоматически получит неприятности.
Если что-то не "обозначать", то есть, не информировать об этом население, то этого как бы не существует.
И что? А в светлое доброе средневековье никому и в голову не пришло бы о чём-то информировать население. Оно вообще ни в чём не участвует.
Естественно, власть (любая) стремится максимизировать свою выгоду (выгода может быть разной, необязательно материальной). И будет при этом пользоваться приёмами, какие сочтёт для себя доступными. Но как раз количество приёмов, доступных для власти, сейчас меньше, чем в старые времена. А там, где оно растёт благодаря прогрессу, так и у граждан растёт количество приёмов, которыми они могут от власти ускользать.
Ну, наверно, и обозначает.
Ну а он в книжке пишет, мол, я подразумеваю под тоталитаризмом то-то и то-то? Он приводит определение в явном виде?
Потому что это как-то глупо получается, я вот так могу написать целую книгу про ёжиков, которые вьют гнёзда на деревьях, а когда мне предъявят претензию, что ёжики на деревьях не живут, скажу, а я ёжиками называю таких птиц с длинным чёрным хвостом. А у тех, кто со мной не согласен, просто слово "ёжик" как-то там окрашено, поэтому они не могут его воспринимать так, как я.
Собственно, я это и написал выше: классика жанра - человек придумал собственное определение и под него подгоняет то, что видит.
На самом деле, тут проблема не в том, что для меня слово тоталитаризм является эмоционально окрашенным. Я, как уже писал раньше в истории со спором "что такое либерализм", прекрасно умею пользоваться чужими определениями. Но в случае политических терминов меня как раз раздражает, что у всех определения свои. И при этом как раз пользуются тем, что для других эти слова являются эмоционально окрашенными.
Кстати, если мы вообще не считаем, что тоталитаризм - это плохо, то это же прекрасно, что люди живут в обществе с законами, с которыми они согласны. Ещё Спиноза писал, что свобода - это осознанная необходимость
Он пишет, то есть, по его тексту выходит, что тоталитаризм - это система, где организация, контроль и управление охватывает все слои общества и все структуры.
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим, имеющий полный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.
Не понимаю, что тебя в этом так цепляет и ты с ним не согласен и споришь.
Справедливости ради, я и как краткое википедийное определение может где-то реализоваться, плохо понимаю. Там целых два квантора всеобщности.
может, тебе нравится считать, что тобой никто не управляет, никто на тебя не влияет, и ты исключительно самостоятельно выбираешь, что принимать, что не принимать, что хорошо, что плохо...
Но я вообще про другое. Если кто-то управляет какими-то структурами, то почему во всех структурах такой бардак?
Скажем, та же правоохранительная система - может бороться с преступностью гораздо результативнее. Но, может, тем, кто наверху как раз не надо, чтобы с преступностью боролись?
Зачем?
Понимаешь, это опять вся та же история о неизвестных людях, которые неизвестными способами влияют, причём с совершенно неизвестными целями.