понедельник, 19 января 2015
Дочитала "Тубурскую игру"...
![:rolleyes:](http://static.diary.ru/picture/1483.gif)
(вздыхает) Все-таки госпожа Мартынчик очень талантлива. И жалко, что она такая больная на всю... личность.
В тему к личности автора, которую надо или не надо знать, чтобы читать художественные произведения.
Ну, каждый, конечно, читает свою книгу, сообразуясь со своей картиной мира, жизненным опытом и т.д. Об этом уже много умных людей сказали много умных слов.
Просто получается, что если раньше цикл Ехо выглядел (для меня) определенным образом, то сейчас, с учетом данных о личности автора он выглядит под другим углом. Я не знаю, можно ли отсюда вернуться к старому состоянию... хотя я обычно так не делаю, а стараюсь выстроить новую картинку с новыми данными...
Талант Макса Фрая выражается в том, что это все написано совершенно искренне и по-настоящему. В смысле, автор честно отображает, следовательно, картинка получается правдивая. В данной системе координат.
В общем, в свете нового подхода я думаю так. Что из себя представляет мир Ехо? Это идеальный мир, выстроенный по либеральным взглядам.
читать дальшеГлавное здесь - личность и ее желания. При этом даже усилий никаких прилагать не нужно, достаточно просто "быть личностью", тогда у тебя все будет прекрасно, потому что само мироздание прислушается к тебе и будет исполнять твои желания. И это будет действительно очень яркий, красивый, увлекательный, необыкновенный мир - все это мы наблюдали на протяжении всего цикла Ехо (который, как показывают последние события, отнюдь не закончился, а опять продолжается). Смотрите, во всем цикле никто не делает никакую работу. Пусть вас не обманывают указания на занимаемые тем или иным персонажем должности и осуществляемые им занятия. Потому что далее всегда следует подробная расшифровка, что все это в первую очередь доставляет радость, удовольствие и счастье самому персонажу, и даже для всего мироздания важно, чтобы персонаж на этом месте был доволен и счастлив, а то, что он делает - уже постольку-поскольку. Дело десятое. Ну, как следует из основного постулата - если ему здесь нравится, так все равно все будет по высшему классу, потому что мироздание подстроится и т.д. Понятия долга и обязанностей отсутствуют просто как класс. Никто ничего никому не должен, кроме как самому себе - жить в свое удовольствие. Вместо этого введены понятия - интерес, любопытство, игра, развлечение. И т.д.
В мире как бы существуют вещи, требующие приложения усилий - города с развитыми системами коммуникаций, амобилеры, одежда, сельское хозяйство. Но трудовых усилий никто не прилагает абсолютно. Все очень просто - магия! Каждый житель этого благословенного места - сердца мира (Ехо) владеет магией, и достаточно просто щелкнуть пальцами, чтобы все появилось. Жизнь как сказка. Ну, на окраинах, конечно, с этим похуже, но во-первых, тоже далеко не тяготы, во-вторых, они сами виноваты, что живут на окраинах, достаточно же просто приехать в Ехо, тем более, там никого не гонят. И даже бесплатно кормят и содержат. Жизнь как сказка. По сравнению с этим наш мир выглядит, как унылое тоскливое место, помойка натуральная, и понятное дело, что любой будет мечтать попасть в Ехо. (попасть туда в принципе очень просто - надо стать личностью и т.д.)
Это в чистом виде либеральная песня песней, гимн либерализму.
Так же, как в нашей помоечной реальности наши либералы воспевают прекрасный мир Европы и США, после чего происходят длинные и нудные дискуссии на темы колониальных империй и благостного существования небольшого количества одних за счет тяжелого труда миллионов других, в которых никто никого не убеждает, потому что дело касается не логики, а картины мира.
Но в Ехо с этим тоже получается интересно. Они существуют за счет магии, да. Но магия тоже должна откуда-то появляться. Жители Ехо (то есть, компетентные лица, кому положено) решили эту проблему так - они живут за счет нашего мира! Отсасывая необходимую для своего существования энергию. В цикле про это все расписано прямым текстом. То, что раньше это не бросалось в глаза - ну так, каждый читает в меру своего разумения, а недавно происшедшие события вскрыли и т.д.
Собственно, расписано даже еще интереснее. Значит, король Гуриг, видя, что при таком положении дел - то есть, буйстве в свое удовольствие свободных творческих личностей - от мира скоро вообще ничего не останется, потому что энергию просто высосут досуха, попытался как-то прикрыть лавочку и ввести режим экономии. В виде кодекса Хрембера. Не то чтобы совсем все перекрыли - положение-то остается довольно приятным для всех, то есть, можно и дальше жить в свое удовольствие, не работая, не напрягаясь, развлекаясь и культурно обогащаясь. Просто нельзя уже чудить до беспредела, уничтожая и создавая миры по своему капризу, чем любили заниматься Великие Магистры и каждый, кто считал себя вправе по причине своей великолепной личности. Все остальное оставлено - можно не умереть с голоду и даже вполне себе вкусно поесть. Можно вполне красиво и удобно одеться, обустроиться в быту и прочее. Просто не чрезмерно. Для этих целей оставлены первые двадцать ступеней магии. Король Гуриг полагает, видимо, по своим расчетам, что этого количества расходуемой магической энергии хватит для удобной, хотя и относительно скромной жизни жителей мира, и в то же время оно может безболезненно для мира быть им (миром) затем восстановлено. При этом сделаны всяческие реверансы - всех разудалых креативщиков всячески умаслили, предложили высокие посты, игрушки и прочее. Отдельным даже дают специальное разрешение в отдельных случаях и под государственным контролем использовать более высокую ступень магии, чем для обычных граждан. Казалось бы, все вполне логично и разумно, причем абсолютно для всех сторон.
Что мы видим в цикле? Такое положение дел не устраивает. Великие креативные личности. Да можно сказать, просто бесит, уже в силу того, что - как это кто-то будет нам что-то запрещать, в чем-то нас ограничивать? Знакомо звучит, не правда ли?
И тут выступает сэр Джуффин со своим планом - новым. Он предлагает снять ограничения и вернуться к более-менее прежнему состоянию. А проблемы с недостатком энергии решить за счет получения энергии извне. Осуществление этого плана мы наблюдали в первой части цикла Ехо. Джуффин разыскал некую личность (Макса), как бы обладающего достаточным магическим потенциалом (Вершитель, так это звучало в первой части цикла), которого завлек в мир Ехо, ублажил, соблазнил, заморочил голову - и поместил, фигурально выражаясь, в котельную (Тихий город), где из Макса вырабатывается необходимая миру Ехо энергия. Мотивы Джуффина выглядят достаточно сурово, но в принципе, он как бы руководствуется соображениями, что Макс даже не человек, а непонятно что, ходячая термоядерная энергия, я не знаю... Правда, в результате манипуляций, Макс достаточно очеловечился, в связи с чем все равно неприятно.
Дальше происходит такой финт хвостом - Макс, которому надоело торчать в котельной и вырабатывать энергию, решает вопрос по-своему. Он сбегает оттуда, а получение энергии переподключает на наш мир. Поскольку ему мир Ехо нравится, а наш мир не нравится, ну и фиг с ним, все равно здесь помойка.
Прелестно, просто прелестно.
Это как раз то, что в цикле отталкивает и что было влом подробно расписывать
Макс с начала и до конца (я скисла на «Библиотеке Менина») живет в мире элиты, с кучей привилегий — и замечательным Смертным Шаром для несогласных. Учитывая, что один из видовых признаков либерализма — это неспособность принять существование нелиберальной точки зрения...возможно, кто-то ещё и воплотил свою мечту («Человек должен любить место, где живет»— «Хорошо, я буду любить это место»
Но бросила я цикл в своё время, заметив, что автор, чтобы подчеркнуть гениальность сэра Макса, стал вынужден делать окружающих все глупее и карикатурнее (помолодевший Мелифаро, пародийные провинциалы за пределами Ехо, толпы кретинов в «Гнёздах химер»...)
Как сейчас с этим?
Что до личности автора - нафиг-нафиг. Не хочу ничего знать. "Книга вышла - автор умер".
Tradis, да все то же самое. По крайней мере, в зеленой серии, которую я сейчас дочитала. За "совершенно новую историю со старыми персонажами" я еще не бралась. Но не думаю, что там что-то изменится.
Об этом я рассуждала в первом абзаце.
Но у Фрая я такого не припоминаю абсолютно.
Это называется не либерализм. Это называется эскапизм
Для эскапистских книг очень характерна история о человеке, который в нашем мире никому вообще не нужен и вообще полный неудачник, а в новом мире он как разворачивается...
А либерализм - это идеология, которая утверждает необходимость прав, свобод, экономической конкуренции и так далее. Можно соглашаться с этой идеологией, можно не соглашаться, но факт в том, что никаких следов этой идеологии у Фрая нет от слова "совсем". Я могу назвать авторов, у которых есть (Хайнлайн, например). А у Фрая - нет, ибо для эскаписта политика - это одна из тех вещей, от которых нужно бежать, причём очень быстро.
А экономику и политику я тут тебе расписала, там все завязано на магической энергии, вопрос - откуда ее брать. Тамошние граждане этот вопрос решили.
А у Фрая - мечта о том, как бы сделать так, чтобы всё было хорошо, и при том, чтобы ничего делать было не надо. В старое доброе время это называли мещанством
Новую часть цикла надо читать, судя по намекам в конце зеленой серии, там какие-то неприятности от снов про Ехо, люди от этого умирают, и т.д. Трудно сказать, что там затеяно.
Эм-м... В художественной литературе автор имеет право выдумать всё, что ему вздумается. Там я как раз не сторонник теорий "автор не прав, я сам там был и всё видел"
Вообще, я сторонник взаимовыгодного сотрудничества. Они нам книжки, мы им эмоции, всем хорошо
Говорю, хочешь гимн либерализма - читай Айн Рэнд. Мне даже стало любопытно, на что именно ты там будешь плеваться
Alaric, ну да, как-то так.
Но, как ты любишь говорить -это же только мнение одной стороны, а тут никто и не думает исследовать, каким образом отражается этот отток на нашем мире.
Аглая, ты путаешь фэтези и бизнес план.
Мир Эхо не кажется мне идеальным, там и проблем, и всякой дряни хватает. И если он идеально подошел какому-то человеку, даже не человеку а какой-то неясной искусственной сущности, это нормально. Так и наша жизнь, кому-то подходит идеально, кому-то - нет.
1000 рублей за трёхтомник? Не так уж много, по-моему, по нынешним временам.
Во-первых, у меня и без того много чего есть интересного почитать, а это явно не интересно...
"По опросам общественного мнения, проведённого в 1991 году Библиотекой Конгресса и книжным клубом "Book of the Month Club" в Америке "Атлант расправил плечи" - вторая после Библии книга, которая привела к переменам в жизни американских читателей."
Почему ты решила, что это не интересно?
Возможно, к моменту своего написания "Атлант" и был кому-то интересен.
Но сейчас книга совершенно неактуальна. Малость глуповата, если честно.
Актуальна ли сейчас Библия? Гомер? Шекспир? Являются ли они "глуповатыми"?
Проблемы, которые описаны у Айн Рэнд, большей частью никуда не делись. Причины, почему кто-то вдруг может взять "Атланта", прочитать и счесть, что там написана глубокая истина, - тоже. Я вот наткнулся на упоминания, что в Америке в 2009-м люди выходили на митинги с лозунгами Айн Рэнд, и вообще её активно вспоминали, как в плюс, так и в минус. Поэтому мне как-то сомнительна неактуальность Айн Рэнд.
А то, что автор не разбиралась во многих вещах, в том числе, в тех о которых писала.. Ну дык, это очень частое явление для авторов, я же эту книгу не как учебник рекомендую
Мне не интересно.
*Trisha*, я не путаю, я рассматриваю еще и с этих позиций. Почему бы и нет, это выставляет книгу под неожиданным углом.
www.ozon.ru/context/detail/id/3094337/
www.ozon.ru/context/detail/id/3094337/
"Атлант" - это одна книга в трёх томах. (Другие книги у Рэнд я и сам не читал
Личность автора неприятна, ее идеи заведомо неприемлемы, в текст я заглядывала в магазине - ничего не цепляет... Зачем же я буду читать книгу только для того, чтобы заняться критикой?
Но ты когда-то зачем-то спрашивала у меня тексты "правильных либералов"? Айн Рэнд - можно в некотором роде считать как раз одним из "идеологов" как раз "экономического" направления.
Просто ты очень часто заявляешь, например, что мечта либералов - это чтобы у них не было никаких обязанностей. А это как раз не имеет никакого отношения к либерализму. Положительные герои Айн Рэнд как раз пашут "как папы Карло", и она в этом ничего плохого не видит.
Впрочем, естественно, вольному - воля, не хочешь - не читай
Увы, по теме Гомера и Библии у меня плохие новости.
Можно узнать, чем именно?
Если ты ее считаешь среди "правильных"...
Я не считаю Айн Рэнд правильным человеком
Понимаешь, я не согласен с эконом.-либералами
Что касается моральных качеств Айн Рэнд, то чисто по проявленному в книге, у меня особо претензий нет. Поэтому всё остальное меня не слишком волнует, я оцениваю текст, а не личность.
Даже так? Я тоже? Или я всё-таки уже не либерал?
Если ты сам не согласен с эконом-либералами, почему ты меня призываешь читать Айн Рэнд и называешь ее "правильной"?
(задумчиво) я чего-то прочитала в книжках, написанных американцами же, что, например, великая депрессия в США - результат либеральной экономической политики. И финансовый кризис 98-го года (или какого там), который вроде как лежит в основе нынешнего все развивающегося кризиса - тоже результат ее же. Если либеральная политика ведет к таким ужасающим результатам, я не понимаю, как можно вообще продолжать всерьез на нее рассчитывать. Это же самоубийство.